Дело жизни Филиппа Штерна

03.12.200100:00

Одна из самых почитаемых часовых фирм мира – Patek Philippe – открыла в ноябре в Женеве собственный музей. Президент Patek Philippe Филипп Штерн, чья частная коллекция легла в основу экспозиции, не только сдержал данное около пяти лет назад обещание открыть публичный музей, но и проявил невиданную для владельца часовой фирмы широту взглядов, не ограничив собрание изделиями, отмеченными исключительно своим фирменным логотипом. С таким подбором экспонатов Patek Philippe Museum перерастает рамки корпоративной выставки достижений и становится действительно учреждением культуры. Храмом высокого часового искусства.

 

Здание в женевском районе Plainpalais, отданное под музей, было построено в 1920 году и первоначально вмещало ювелирные мастерские. Филипп Штерн, представитель третьего поколения семьи Штернов, владеющей маркой с начала тридцатых годов XX века, купил этот дом в 1975 году для подразделения компании, занимающегося производством часовых корпусов и браслетов. После того как шесть лет назад Patek Philippe централизовала производство в новом комплексе зданий в пригороде Женевы, дом на rue des Vieux-Grenadiers опустел. Так идея Штерна создать часовой музей, которую он вынашивал больше 30 лет, стала обретать материальные очертания. В 1998 году Штерн заказал проект известному архитектору Массимо Бьянко, а уже в марте следующего года начались работы по перестройке здания.

С результатом можно ознакомиться сейчас. Четырехэтажное здание общей площадью 2800 кв. м вместило более чем 4 тыс. экспонатов. И как вместило! Сочетание пола из американского гранита, витрин, выполненных из эвкалиптового (коллекция средневековых часов) и сикаморового дерева (коллекция Patek Philippe) выглядит потрясающе: одновременно скромно, благородно и изысканно. Думаю, в мире найдется немного музеев, чьи интерьеры могли бы поспорить с этим. Не только театр начинается с вешалки.

Под стать интерьерам и содержимое. Гордостью средневекового раздела являются немецкие механические часы в цилиндрическом корпусе, датируемые 1530 – 1540 годами, и французские часы, помещенные в распятие (примерно 1630 – 1635 годы), свидетельствующие о дизайнерских поисках медиевальных часовщиков. Музей не дает ответа на вопрос, когда были изготовлены первые в истории механические часы. Ни точная дата, ни место их появления, ни имя изобретателя специалистам неизвестны. Они осторожно называют только одну цифру – XII век, когда такие часы могли появиться в Старом Свете. Однако прошло еще почти четыре столетия, прежде чем мастерам удалось миниатюризировать детали механизма и корпуса часов. Образцы именно этого времени и являются самыми древними из дошедших до нас.

Мимо витрин с часами, украшенными эмалевыми миниатюрами, мимо швейцарской экспортной продукции, предназначенной специально для «региональных рынков» – Китая и Турции XVII-XVIII веков, мимо диковинных часов-пистолей («нажми кнопку – вылетит птичка») – к творениям Авраама-Луи Бреге, отца часовой механики нового времени. Это уже XVIII век. А там и недалеко и до 1839 года – даты основания Patek Philippe двумя польскими эмигрантами, Антоном Норбером де Патеком и Францом Чапеком. В 1845 году к ним присоединился новый партнер – француз Адриен Филипп, и фирма получила современное название. Но чтобы посмотреть на эту часть экспозиции, придется сменить этаж.

Здесь посетителей ожидает сонм громких имен. Королева Виктория, Редьярд Киплинг, Ричард Вагнер, Мария Кюри, Альберт Эйнштейн – владельцы часов Patek Philippe. Россия в этом ряду вполне достойно представлена двумя гениями литературы и музыки – Львом Толстым и Петром Чайковским. Многие из принадлежащих им механизмов найдутся в витринах. Первая треть двадцатого столетия ознаменовалась взлетом интереса к карманным часам с особо сложными функциями. Patek Philippe отметился и на этом направлении. В собрании представлены часы, сделанные по заказу американского автомобильного короля Джеймса Паккарда (1916 год, 16 сложных функций; хотя более известен другой шедевр Patek Philippe, сделанный для Паккарда: часы 1927 года с 10 сложными функциями, включающими среди прочего движущуюся карту звездного неба, каким оно виделось из поместья Паккарда в Огайо), а также часы американского банкира Генри Грейвса (1933 год, 24 сложные функции), ставшие всемирно знаменитыми после того, как в 1999 году на аукционе в Нью-Йорке за них была заплачена самая большая сумма, когда-либо уплаченная за часы – $11 млн. В том же ряду – остающиеся по сей день самыми сложными часами в мире, уникальный карманный «Калибр 89», располагающий 33 сложными функциями и созданный в 1989 году в честь 150-летия фирмы.

На четвертом этаже музея находятся библиотека и архив фирмы. На книжных полках, сделанных из осветленного дуба, собрано более 4 тыс. томов, посвященных часовому мастерству. В их числе – уникальные манускрипты XVII – XIX вв., а также книги по часовому делу из собрания известного американского «барона-разбойника» Дж. П. Моргана.

Как говорится, будете в Женеве – обязательно зайдите. Поверьте: зрелище стоит гораздо дороже 10 франков (около $6), заплаченных за вход.