Деловая Рапунцель
Стартовым капиталом служанки Марты-Матильды Харпер, эмигрировавшей в США из Канады в конце XIX века, стали ее волосы. Густая грива чуть не до пола была столь необычна, что известный цирковой импресарио тех лет Финеас Барнум даже предлагал ей место в своем шоу человеческих аномалий. Девушка отказалась и нашла менее экстравагантный способ заработать на красоте собственной шевелюры.
Марта-Матильда Харпер, превратившись в успешную владелицу бизнеса индустрии красоты, скрывала реальный возраст, утверждая, что появилась на свет в 1868 г., и убавляя себе 11 лет. На самом деле она родилась в 1857 г. в канадской провинции Онтарио в многодетной рабочей семье. Ее отец был портным, потерявшим накопления из-за участия в одной афере с недвижимостью. Семья в итоге оказалась в столь трудном положении, что старших детей отправили добывать средства к существованию самостоятельно. Это коснулось и Марты-Матильды, пошедшей в услужение в семью собственного дяди. Было ей 7 лет, и, даже по американским меркам, это рано для начала трудовой деятельности.
В 12 лет девочка уже стала опытной прислугой, и ее нанял местный врач Уэстон Хэрриман, работа в доме которого повлияла на дальнейшую судьбу Марты. Там она не только занималась хозяйством и прислуживала жене доктора, но и училась, став фактически ассистенткой Хэрримана. Помимо врачебной практики, он уделял время разработке системы ухода за волосами, найдя взаимосвязь между здоровьем кожи головы и состоянием шевелюры. Он придумал специальные массирующие расчески и травяной тоник для волос. В те времена даже голову мыли нечасто, и подход Хэрримана был инновационным. Марта-Матильда точно соблюдала рекомендации доктора и вскоре стала обладательницей феноменальной гривы. К тому же она научилась ухаживать за волосами своих работодателей. Харпер прослужила в доме доктора более десяти лет, и в награду за верность в 1881 г. Хэрриман перед смертью поделился с ней секретным рецептом его фирменного средства для волос: других наследников у него не имелось.
Выход в люди
После смерти Уэстона Хэрримана 25-летняя Марта-Матильда решила перебраться в США. С $60 в кармане девушка приехала в Рочестер и снова устроилась в качестве прислуги в состоятельную семью. В сарае хозяйского дома она начала изготавливать тот самый тоник. На ее хозяйку Луэллу Робертс средство, равно как и в целом парикмахерские таланты канадской служанки, произвели сильное впечатление. Скоро клиентками Марты стали также обеспеченные подруги Луэллы.
В 1888 г. на $360 - все, что ей удалось скопить - в центре города по соседству с небольшой фирмой, впоследствии ставшей известной как Eastman Kodak Company, Марта открыла первый парикмахерский салон. Сама идея - делать прическу на людях - была смелой, учитывая, что представительницы высшего общества того времени привыкли к домашнему сервису, но у Харпер имелись козыри - ее чудесный тоник для роста волос и слава умелого парикмахера, распространившаяся по округе. К тому же, проработав прислугой свыше 20 лет, Марта отлично знала, как угодить клиентам. Она, например, придумала первое в Америке парикмахерское кресло с откидной спинкой: благодаря этой конструкции мыло не попадало в глаза при мытье головы. В наборе услуг парикмахерской значились массаж головы и мужские стрижки.
Собственная шевелюра Харпер служила лучшей рекламой ее парикмахерской. В витрине красовалась фотография владелицы с распущенными волосами длиной по щиколотку, сама по себе привлекавшая внимание прохожих. Открыв парикмахерскую, Марта стала отказываться от выездов на дом, и местные дамы вынуждены были сами посещать модного мастера. Слава о салоне распространилась за пределы Рочестера и привлекла множество иногородних клиентов, включая таких именитых и влиятельных, как Мэйбл Белл (жена изобретателя телефона) и Грейс Кулидж (первая леди США того времени).
После подписания Версальского мира в парижский филиал салона на расслабляющий массаж заглядывал президент Вудро Вильсон, в поездке по Германии Марта-Матильда причесывала кайзера Вильгельма II, гораздо позже в салоне появлялись многие из клана Кеннеди.
Кодекс Харпер
Всего за несколько недель парикмахерская стала такой популярной, что пришлось нанять помощницу, а потом еще нескольких. Все молодые женщины до этого работали служанками, что было принципиально для Харпер, сделавшей услужливость ключевым критерием отбора персонала. Она ввела свой кодекс обслуживания, который, как и сам салон, был назван The Harper's Method. Двумя его составляющими стали технологии ухода за волосами, применение фирменных средств и деликатное обхождение: сотрудницам предписывалось вести себя скромно, им запрещалось сплетничать, громко разговаривать.
Через три года Марта-Матильда смогла открыть "представительство" салона, как она выражалась, в соседнем Буффало, отправив туда управляющей свою младшую сестру Харриет. Одна из клиенток, Берта Палмер, жена владельца отеля Palmer House из Чикаго, несколько лет настаивала на запуске филиала The Harper's Method в городе и убедила Харпер, заставив своих состоятельных подруг дать письменные обещания стать посетительницами заведения. В 1893 г., к открытию Всемирной выставки в Чикаго, The Harper's Method появился и там. В течение нескольких месяцев салоны были открыты в Детройте, Кливленде, Бостоне, Нью-Йорке, Палм-Бич и в городах Западного побережья США.
Деньги на расширение нашлись: многие владелицы салонов просто выкупили у Марты права на ее бренд. Именно The Harper's Method, а не компанию Айзека Зингера, начавшего продавать лицензии на свои швейные машинки в 1850-х, и тем более не McDonald's, развернувшего деятельность уже в 1960-х, некоторые считают пионером розничных франшиз.
Организационную модель бизнеса Харпер, кстати сказать, переняла у Церкви христианской науки, приверженцы которой верили в исцеление больных молитвой. В это парахристианское учение Марта-Матильда поверила и сама, излечившись от тяжелого воспаления легких якобы при помощи одной из уверовавших. Церковь христианской науки имела централизованную структуру, предполагавшую подчинение филиалов материнской организации, которая, в свою очередь, проводила тренинги новообращенных и снабжала их необходимой литературой.
Похожим образом бизнес-леди устроила и свою франшизу: все владельцы салонов проходили серьезное обучение и должны были использовать в салонах только фирменную продукцию сети, а также закупать в центральном отделении те самые кресла, посуду и другой инвентарь. За Харпер также оставалось последнее слово в выборе местоположения салонов. Уникальность The Harper's Method заключалась в верности методам: в отличие от конкурентов, которые в XX веке стали появляться в большом количестве, Марта так и не разрешила использовать краску для волос, не говоря уже о химической завивке, считая, что все это вредит шевелюре, хотя и приносит прибыль заведению. По нынешним временам, The Harper's Method назвали бы органической компанией: здесь применяли натуральные ингредиенты и специальный массаж. Харперовские щетки для волос из щетины дикого вепря продавались в дорогих бутиках.
"Накорми себя. Освободи себя"
На пике популярности франшизы в 1920-х по всему миру функционировало около 500 парикмахерских The Harper's Method, но управление растущей сетью не составляло большого труда для Марты Харпер. Ее директивы строго выполнялись, потому что сотрудницы и владелицы франшиз боготворили "босса". Благодаря этому бизнесу тысячам женщин, часть из которых устроилась в парикмахерские по найму, а часть - открыла собственные заведения под эгидой франшизы, удалось существенно улучшить свое финансовое положение, не надрываясь на тяжелых работах. The Harper's Method предоставлял просто невероятные, по тем временам, условия труда: гибкий рабочий график, оплачиваемые отпуска и процент от дохода. Марта также открыла детские сады для детей сотрудников (да и сами парикмахерские были child-friendly, а в некоторых даже имелись специальные комнаты для детей клиентов, что тогда тоже являлось редкостью). Подобная политика стала отражением вполне осознанной позиции Марты-Матильды Харпер, на мировоззрение которой повлияли взгляды ее клиенток-суфражисток из Рочестера. Одной из них была известная феминистка Сьюзен Энтони, считавшая, что женщины должны сами зарабатывать свой хлеб, вместо того, чтобы зависеть от мужей, рядом с которыми они бывают несчастны. И именно бизнес Харпер она потом ставила в пример гендерных возможностей во время кампании за избирательные права для прекрасного пола. На логотипе парикмахерской были слова "Накорми себя. Освободи себя". "Харперитки", как стали называть сотрудниц и владелиц парикмахерских Марты, действительно зарабатывали не только на хлеб, но и на масло. Многие из них свидетельствовали, что на свои доходы они могли позволить себе то, о чем ранее и мечтать не могли: дальнее путешествие, уроки игры на фортепиано или нитку жемчуга.
В начале XX столетия компания начала выпускать внутрикорпоративное издание Harper Method Progress, в одном из выпусков которого утверждалось, что главным достижением сети парикмахерских было создание "нового типа женщины", свободной и независимой. Разумеется, главным примером такой self-made woman служила сама хозяйка The Harper's Method, преуспевшая и в накоплении капитала, и в карьере. В 1892 г. экс-служанка даже спасла от разорения бывших хозяев, семью Робертсов, внеся залог за дом - он должен был пойти с молотка в счет уплаты долгов.
Семьей Марты была ее компания. Но в 1920 г., в возрасте 63 лет, она все же решилась выйти замуж за своего секретаря, 39-летнего Роберта Макбэйна. Он же и стал главой компании, когда Марта, которой исполнилось 78, решила уйти на пенсию. Макбэйн решил отказаться от метода Харпер: перевел парикмахерские на более дешевые средства ухода, отказался от фирменного массажа и сделал ставку на идею "красоты из банки", обещавшую клиентам мгновенное преображение вместо упорного труда по достижению результата. Проблема в том, что то же самое делали и конкуренты, от которых сеть теперь была неотличима. В 1972 г. The Harper's Method поглотил конкурент, PEJ Beauty Corporation. Но до этого момента Марта-Матильда Харпер не дожила - она умерла в 1950 г., в возрасте 93 лет.
За просмотр деньги платят
Марта Харпер отказалась демонстрировать свою шевелюру в шоу Финеаса Барнума, а вот с сестрами Сазерленд ему повезло больше. В 1882 г. импресарио подписал с ними контракт на шоу, названное им "Ниагара кудрей". Шоу заключалось в том, что семь женщин от 18 до 36 лет выходили на сцену в белых платьях с волосами, подсвеченными газовым светом, и пели. Впечатляющим голосом отличалась только одна из них, но и дело было не в музыке. В конце сестры Сазерленд подходили к краю сцены, поворачивались спиной, и их волосы, общая длина которых составляла 10 метров, спускались в оркестровую яму.
Девушки родились в нищете, и единственным их наследством стали волосы невероятной длины и силы. Как считалось, их мать втирала в головы дочерей самодельную мазь, одной из составляющих которой был змеиный яд. В 1885 г. Наоми Сазерленд вышла замуж за Генри Бэйли, племянника владельца цирка, смекнувшего, что он может нажиться на шевелюрах сестер Сазерленд и по-другому. Он наладил кустарное производство средств для ухода за волосами по якобы их фамильному рецепту. Мазь для стимулирования роста волос, настойка от перхоти, красители и шампуни продавались в розницу во время выступлений сестер. От покупателей не было отбоя, и за несколько лет семья заработала миллионы. Был построен роскошный особняк в викторианском стиле, на крыше установили огромный бак с водой, обеспечивавший водоснабжение во всем доме, когда водопровода еще не существовало. Сестры разъезжали в экипажах, запряженных лошадьми с позолоченными попонами, устраивали фейерверки и широко отмечали дни рождения даже своих домашних питомцев. Но в 1920-е, с их модой на короткие стрижки, бизнес пришел в упадок, так что последние из оставшихся в живых сестер, Грейс и Мэри, провели остаток своей жизни почти в такой же нищете, как и ее начало.