Деловой джихад
К «исламскому» бойкоту товаров датского производства, вызванному публикацией в Дании карикатур на пророка Мухаммеда, присоединились бизнесмены из России. В традиционно мусульманской Казани сеть супермаркетов «Эдельвейс», принадлежащая Ильшату Хайруллину, брату депутата Госдумы Айрата Хайруллина, с 3 по 7 февраля сняла с прилавков своих 60 магазинов все датские товары.
В холдинге «Эдельвейс-групп», которому принадлежит одноименная сеть супермаркетов, это решение объяснили «недопустимостью оскорбления идеалов любой религии». Конкуренты же оценивают действия компании как эффективный и не слишком затратный PR-ход. Ведь теперь о поступке «Эдельвейса» трубит вся мировая пресса.
Внимание покупателей на отсутствие в продаже рулетов Dan Cake, некоторых видов паштета, колбасы, ветчины и пива пришлось обращать с помощью специальных табличек «Мы не продаем товары из Дании!».
В компании затрудняются оценить убытки от акции, а участники рынка предполагают, что речь должна скорее идти о доходе компании за счет средств, сэкономленных на рекламе.
Доля датских продуктов в ассортименте казанских магазинов крайне мала. Например, в сети татарских супермаркетов «Бахетле», как и в «Эдельвейсе», она не превышает 10% от общего объема импортной продукции, а основной ассортимент составляют товары российского производства. В отделе маркетинга «Бахетле» сообщили, что поскольку датских продуктов в ассортименте сети магазинов слишком мало, очищать от них полки никто даже не думал.
Турецкая компания «Раменка», владеющая сетью супермаркетов «Рамстор», воздержалась от участия в мусульманском потребительском бойкоте. По словам ее гендиректора Мустафы Саглама, «такие вопросы должны решаться на уровне политических деятелей, а не отдельно взятых компаний».
По информации пресс-службы «Эдельвейс-групп», в дни бойкота датских товаров договоры с их поставщиками супермаркеты не разрывали, а уже купленные продукты хранились на складах. Кексы и мясопродукты с родины принца Гамлета были «реабилитированы» вскоре после того, как правительство Дании извинилось перед мусульманами мира за действия национальных СМИ.
Между тем датские импортеры резко сдали свои позиции в странах Востока и государствах с сильными мусульманскими диаспорами. В целом датский бизнес понес убытки в размере $500 млн. Одна только датско-шведская молочная компания Arla Foods, поставляющая свой товар на Ближний Восток уже 20 лет, за период бойкота датских товаров потеряла от $70 млн до $90 млн. Сейчас компания тратит огромные средства на публикации в прессе Саудовской Аравии, разъясняющие, что Arla Foods не имеет отношения к пресловутым карикатурам и не одобряет их. Однако восстановить репутацию это не помогает.
Страдают от «карикатурной войны» и производители из других европейских стран. Газета «Франкфуртер альгемайне цайтунг» указывает, что бойкот датских товаров фактически перерастает в бойкот всей европейской продукции. Крупнейший в мире производитель инсулина, норвежский концерн Novo Nordisk, сообщил о том, что аптеки и больницы Саудовской Аравии, с которым он сотрудничал, намерены заключать контракты с другими компаниями по причине публикации оскорбительных для пророка рисунков на страницах норвежского издания.