Top.Mail.Ru
архив

Демократичная каторга

25.11.201600:00

Вице-премьер Ольга Голодец озвучила две новые идеи чиновников, касающиеся трудового законодательства: ограничить приток мигрантов, от которых одни бюджетные убытки и утекание капитала за рубеж, и разрешить привлекать заключенных к работе на госкомпании. 

С января 2017 г. в России появится новый вид уголовного наказания для совершивших преступления небольшой тяжести или осужденных впервые – принудительные работы (эта мера должна была начать действовать раньше, но трудовые места созданы не были). По данным ФСИН, в 2015 г. в России приговорили к обязательным работам почти 25 000 человек. С инициативой привлекать осужденных к работе в госкомпаниях по квоте, в том числе в отдаленных регионах, выступает Минюст. «Это ход развития обычного демократического государства, где предоставляются другие возможности по исправительным работам – не только в учреждениях ФСИН... и это существенно меняет наше законодательство и его демократизирует», – утверждает Ольга Голодец.

«Представляется, что это решение связано с поиском дополнительной дешевой рабочей силы, – отмечает руководитель уголовной практики юридической компании BMS Law Firm Тимур Хутов. – Вполне очевидно, что работы в интересах госкомпаний, так или иначе влияющие на бюджетную политику, являются намного более предпочтительными, нежели, допустим, работы по уборке тротуаров». Тимур Хутов полагает: если решение будет принято, оно позволит госкомпаниям сэкономить средства, но только при условии, что осужденные будут привлекаться к работам, не требующим специальной подготовки и квалификации. 

«В условиях непростой экономической ситуации в стране государство сможет использовать труд заключенных при строительстве стадионов, аэропортов, гостиниц к чемпионату мира 2018 г., транспортного перехода через Керченский пролив, трассы Москва–Санкт-Петербург и других федеральных трасс, – уверен Шамиль Шихшаидов, адвокат Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и партнеры». – Решение о привлечении осужденных к работе на объектах госкомпаний является правильным шагом государства не только с точки зрения гуманизации уголовного законодательства, но и с точки зрения экономики: привлечение осужденных будет выгодно в первую очередь работодателям, поскольку расходы на зарплату при строительстве крупного объекта составляют больше половины всех затрат».

Необходимо отметить, что опыт привлечения заключенных в качестве дешевой рабочей силы есть и за рубежом. В США заключенные трудятся на благо госкорпорации UNICOR, имеющей 146 предприятий на базе федеральных тюрем, которые производят электронику, одежду, офисную мебель. В Англии арестанты приводят в порядок городские территории, закрашивают граффити. Во Франции к проектам госкорпораций привлекаются до 20% заключенных.

Адвокат Татьяна Пашкевич считает, что российские госкомпании без особого желания будут брать осужденных на работу, поскольку существенная их часть относится к режимным объектам, на территорию которых ограничен вход. А сотрудников они с большим успехом находят среди местного населения, которому чаще всего пойти больше некуда.

«Сама система отбывания данного вида наказания не отработана: непонятно, как и где будут содержаться осужденные, как будут добираться до мест трудоустройста, как будет осуществляться контроль над их поведением», – говорит Татьяна Пашкевич.