Демоны и ангелы для среднего класса
В актовом зале орловского ДК железнодорожников, где немногочисленная аудитория дожидалась явления сибирского шамана Вавилы, было холодно, сыро, а потертый синий бархат кресел источал затхлый аромат. После выступления необъятной тетки в очках, рассказывающей перед кулисами о чудесах, творимых Вавилой в различных городах и весях России, раздвинулся занавес, но колдун все не появлялся. Вот уже десять минут люди размышляли о том, стоит ли дожидаться избавителя от бед или плюнуть на уплаченные 50 рублей.
Наконец на сцену вошел преувеличенно устойчивой походкой мужичок лет сорока, чей костюм составляли советские тренировочные штаны, немного вытянутые на коленях, и длинная металлическая цепь. Ею он обмотал торс, испещренный загадочными татуировками, несколько напоминающими, впрочем, блатные. Мужичок сел прямо на дощатый пол сцены рядом с предусмотрительно поставленным стулом и тупым и напряженным взором стал созерцать публику. Вавила (а это был он), судя по всему, был крепко пьян, но осознавал свой грех и ничего не говорил.
Через несколько минут шаман произнес дискантом краткую и загадочную речь о тайнах небес, сибирских духах и пути исцеления, цепью притягивал к себе силу Нижнего мира, призывал Богородицу, яростно стучал в поданный из-за кулис бубен, в то время как тетка в очках вела запись на частный прием к кудеснику. Но это, впрочем, совершенно неважно.
На февральской орловской улице было слякотно. Подержанный «Мицубиси» Вавилы и новенькая «девятка» его администраторов являли контраст с обшарпанным фасадом «храма» железнодорожной культуры. С афиши сурово смотрела отмеченная неземным знанием Госпожа Вера, потомственная дорогая гадалка, и приглашала приобретать абонементы на второй цикл лекций по кармической астрологии. Лоточник на углу бойко торговал «Бхагават-Гитой» и Еленой Блаватской. За углом, метрах в пятидесяти работали местная кришнаитская столовая и лавочка при ней. На руке прохожего без труда можно было обнаружить магнитный браслет с тигровым глазом, восстанавливающим энергию Ци в организме. Мир был полон загадочного и необъяснимого, а также людей, готовых потратиться на познание этих тайн. И авторы подумали, что занимаются совсем не тем, чем могли бы зарабатывать себе на жизнь.
Бизнес одержимых
Оценить масштабы этого бизнеса невозможно, но понятно, что даже в пределах Москвы его оборот составляет не один миллион долларов. Большинство «игроков», получающих сколько-нибудь существенные доходы, - индивидуальные частные предприятия. Оккультный бизнес - чаще всего бизнес одного человека, и это накладывает свой отпечаток на все, что происходит в этой области.
Спрос на оккультные услуги пока превышает предложение. Частный врач-ортопед Давид Давиташвили, пытаясь расширить клиентуру и проводя личные маркетинговые исследования, как-то опубликовал в газете объявление, состоящее из слова «Магия» и номера телефона. Из полсотни позвонивших лечением болезней заинтересовались только пятеро. Остальные требовали приворотных зелий для несговорчивых любовников, проклятий для разлучниц и конкурентов, причем сулили хорошие гонорары, в два-три раза превосходившие расценки врача в дорогом медицинском центре.
Между тем наш собеседник не стал практикующим магом. «Я мог бы сделать себе карьеру в мире парамедиков, ссылаясь на авторитет Джуны, но я человек честный и если и являюсь ее родственником, то самыми дальним, а скорее всего, просто однофамилец. Я окончил медицинский институт и лечу официально, хотя и с применением нетрадиционных методик, которые завещал мне мой отец», - говорит Давиташвили. Однако добавляет, что и он причастен к мистическому миру, ибо является магистром масонской ложи.
Для ортопеда-масона в мире оккультного бизнеса не все потеряно. Как и во всяком подобном бизнесе, по словам самих оккультистов, успеха достигают не столько активные предприниматели, сколько наиболее уверенные в себе. Чаще всего это люди, уверенные в собственной «мистической одаренности» и в способности ее продать клиентам. «Торговать мантрами, не веря в них, практически невозможно, - говорит один из продавцов оккультной литературы на книжной ярмарке, - коллеги, которые не читают этих книг, не верят в то, что в них написано, обычно не понимают покупателя, не знают, что ему предложить, и в целом стараются не связываться с такой литературой». Заметим при этом, что для издательского бизнеса оккультная и эзотерическая литература является одним из верных способов заработать: такие книги расходятся с большей наценкой, требования к качеству изданий низкие, а на высококачественные по полиграфии издания, выпускаемые малым тиражом, можно назначать вообще произвольную цену. Так, воронежское СП «МОДЭК» до 1996 года предпочитало печатать свои книги на эту тематику исключительно на газетной бумаге. К слову сказать, основатели СП - увлеченные парапсихологией люди. Конкуренты же, пытавшиеся издавать литературу на ту же тематику, ушли с рынка. Не верили...
Брэндинг духов
Предприниматели оккультного рынка вполне освоили все возможные приемы продвижения своих услуг и товаров. Если эти методики им действительно подсказывают духи и внеземные силы, то эти духи, похоже, отлично осведомлены в маркетинге.
Естественно, что самый распространенный прием продажи - это многоуровневый маркетинг(multilevel marketing - MLM) и прямые продажи. Возможно, именно из-за схожести организации маркетинга MLM-щиков считают сектантами. Для большинства оккультных бизнесменов постоянный приток клиентов гораздо важнее, чем рентабельность бизнеса. Неудивительно, что многие оккультисты являются одновременно и достаточно успешными MLM-щиками: во-первых, товары, продающиеся по этим методикам, часто очень близки по свойствам к амулетам и шаманским бубнам, а во-вторых, идеология «причастности» понятна и доступна любому потребителю на оккультном рынке. Например, на системе многоуровневого маркетинга основывались в свое время продажи литературы типа «Бхагавад Гита»: в качестве поощрения за новых покупателей, за увеличивающиеся объемы продаж член секты получал не денежное вознаграждение и особые условия работы с головной организацией, а более высокий уровень в иерархии секты.
Весьма изобретателен оккультный рынок и на создание собственных брэндов: всякий колдун - это прежде всего брэнд. Практически все известные школы астрологии в России основываются или на использовании известных в этом мире имен - «школа Глоба», например, - или на эксплуатации направлений в астрологии. Для интеллигенции подойдет каббалистическая астрология, для бизнесменов - бизнес-астрология, для молодежи - буддийская, для женщин - цыганская или индийская тантрическая, для националистов - исконно славянская. Гадалки активно эксплуатируют брэнд «Госпожа»: например, Госпожа Люба или Госпожа Зоя. Привлечение этой марки увеличивает издержки бизнеса: это «дорогой» брэнд, и гадалка должна быть универсальной, элитной, иметь необходимые дорогие аксессуары (одних колец старинных не менее пяти, подсвечники, картины, амулеты и т.д.), да и вообще салон такой гадалки должен претендовать на изысканность.
Фининспектор для колдуна
Еще один общий прием мира оккультного бизнеса: четкое позиционирование своих услуг по отношению к самой массовой российской религии - православию. РПЦ негативно относится к существованию продающих потусторонние услуги, и батюшки осуждают пользующихся услугами гадалок и чародеев. Возможно, именно поэтому все оккультные деятели так или иначе заявляют о своем согласии с православным каноном. Наиболее яркое проявление такого позиционирования - православные иконы, которые висят в красном углу и у цыганской гадалки, и у черного мага, и у бизнес-астролога. «Клиентов это успокаивает, - говорит один из владельцев астрологической фирмы, - они сразу понимают, что находятся в знакомой культурной среде и не совершают греха, обращаясь к астрологу». Фирма, кстати, работает в отрасли каббалистической астрологии, но клиент, видя Богоматерь, не обращает внимания на многочисленные иудаистские семисвечники, расставленные по офису.
Рекламные методики эзотерического рынка уникальны. Для такого бизнеса нет необходимости постоянной поддержки торговой марки типа «Госпожа Люба», она необходима только на стадии раскрутки. Дальше реклама реализуется в виде молвы, идущей по городам и весям. Вопрос же о том, как реализовать эту раскрутку, решается каждым оккультным бизнесменом по-своему. Многие идут на прямую рекламу в прессе, кто-то пользуется именем своего «гуру», зачастую не видя его в глаза. Очень популярны в этой среде такие приемы, как промоушн на ТВ, за который многие готовы платить огромные деньги, тогда как прямая реклама салонов и магазинов эзотерического направления, по словам самих магов, особого эффекта не дает, хотя обходится дороже.
С другой стороны, большинство предпринимателей на этом рынке выдумывают экзотические способы обращения к своей аудитории вовсе не от хорошей жизни. Оккультный бизнес целиком работает в теневом секторе. В этой связи рассказывают историю о клиенте бабки-гадалки, который долго и недоверчиво выяснял у нее, дорого ли она берет, много ли у нее клиентов, а после сеанса предъявил удостоверение налогового полицейского. Это была «контрольная закупка», после которой бабка отправилась покупать лицензию на занятия нетрадиционной медициной - больше ее бизнес приписать было не к чему. Постепенно обнаруживают неохваченные рынки и бандиты: хорошая гадалка имеет дневной оборот, сравнимый с объемом продаж мелкого магазина. Уговоры «погадать на удачу» и обещания проклятий и страшных кар на братков не действуют. Господь, как говорят в этих кругах, не фраер и видит, кто кому должен...
Авиабилет в неизведанное
Однако самый главный прием, используемый оккультным бизнесом, - комплексность услуг и диверсификация бизнеса. Придя в бюро оккультных услуг, вы можете быть уверены: вам предложат услуг гораздо больше, чем вы сможете оплатить. И убедят, что только таким способом вы избежите проблем, за решением которых пришли.
Один из примеров - Международная академия энергоинформационных наук (МАЭН). Один из основателей этой организации - бывший московский хирург Виктор Порохня считает, что основной целью организации является поддержка исследований в области биоэнергетики и нетрадиционной медицины. Между тем, по некоторой информации, бизнес МАЭН построен на организации платных семинаров по этим вопросам, а также на работе «под крышей» академии двух туристических фирм - «Испания Тур» и RusIber, вполне успешных операторов этого рынка. Неизвестно, предлагают ли академики клиентам поездки на Канары для закрепления знаний, но их коллеги часто живут именно этим. Так, центр нетрадиционных методик лечения и боевых искусств INBI, по словам одного из его руководителей, ввел в программу своих семинаров несколько направлений - суфийское, индонезийское, афробразильское, после того как на семинарах по китайским единоборствам клиенты заинтересовались возможностью съездить в Китай к признанным сэнсеям. Сейчас INBI рекламирует на своей страничке в Интернете летние поездки в международный даоистский лагерь и в планах INBI продажи путевок на семинары индонезийских и латиноамериканских методик. Естественно, по месту рождения методик. Говорят, что «продвинутые» ученики не останавливаются перед продажей чего угодно, чтобы попасть в волшебные и магические места.
Вообще все более или менее крупные структуры, работающие на рынке непознанного и неисповедимого, в определенный момент перерастают в оккультные холдинги, в составе которых выделяются различные направления. Так, например, группа поклонников Карлоса Кастанеды организовала фирму Cleargreen Inc., занимающуюся как продажей учебной литературы и видеокассет с обучением методикам мексиканских магов, так и экзотическим туризмом. До кризиса 1998 года фирма имела большие планы диверсификации: от открытия центра исследований в области «нетрадиционной фармацевтики» до организации печатного издания для поклонников дона Карлоса и его учения. Неизвестно, что сыграло свою зловещую роль - враждебные чары, девальвация рубля или падение популярности мексиканской магии, - но говорят, что фирма кризиса не выдержала.
Астральный путь к клиенту
Между тем рынок оккультных услуг в России сильно отличается даже от рынков восточноевропейских стран. Причина, называемая всеми, - особая структура спроса на услуги. Сколько-нибудь активный спрос наблюдается только среди самых обеспеченных клиентов и, наоборот, в беднейших слоях населения. Европейские и американские рынки эксплуатируют в основном средний класс.
Ульяна Буткевич, независимый консультант-астролог, окончила энергетический факультет Бауманского училища и Московскую академию астрологии. Она описывает свою клиентуру так: «Интересно, что среди посетителей преобладают не бизнес-вумен, а мужчины. Женщины обычно больше ходят или к психотерапевтам, или к гадалкам. Их интересует внутренний мир, разные стороны собственной личности. А мужчины больше интересуются прогнозами для бизнеса. Когда я начинала практику, было много мужчин кризисного возраста - за сорок. А сейчас в основном молодые».
Другой сектор массового спроса - бедные и малообразованные слои населения. При этом им требуются не столько предсказание судьбы, прогнозы или помощь потусторонних сил в обеспечении своего будущего, сколько оперативное вмешательство. Именно поэтому основными клиентами центров нетрадиционной медицины и народных целителей являются самые бедные. Цены в общем-то символические: сеанс у одного из известнейших избавителей от бесплодия - ставропольского старца Тихона стоит 150 - 200 руб., и это считается дорогой услугой. Методик своих старец не раскрывает, но говорят, что нареканий у клиентов нет.
Между тем оккультный рынок уже несколько раз пытался организовать масштабное проникновение в сектор услуг для среднего класса. Так, запоминающимися явлениями, вошедшими в народный фольклор, стали телеэпопеи Кашпировского и Чумака, обозрение новостей оккультного мира Ивана Кононова, помешательство на амулетах нэцке, поразившее в 1997 году Москву. Памятником одного из последних наступлений стал московский магазин «Путь к себе» - центр розничной и мелкооптовой торговли магическими предметами. Однако наступления проваливались так же громко, как и начинались. Демоны и ангелы среднего класса пока общаются с ним без участия профессиональных посредников. Возможно, человек, который сможет поставить свои оккультные услуги в один ряд с походом в кино, воскресным обедом в ресторане, пластиковой картой и авиабилетом в Анталию, и станет самым могущественным и богатым колдуном России.
Благодарим магазин «Путь к себе» за помощь в организации фотосъемки.