День закрытых дверей
Государственная компания «Славнефть» на минувшей неделе вновь обрела президента. Вновь – потому что пять дней (с 27 июня по 2 июля) компанией никто не руководил. У нее был президент, фактически назначенный правительством, – Юрий Суханов, который пять дней вместо офиса работал в соседнем ресторане «Обломов». В кабинете же президента «Славнефти» все это время сидел Михаил Гуцериев, который вернулся в компанию по решению Уфимского суда, признавшего незаконным решение собрания акционеров, ранее уволившего его с этого поста с помощью охранного предприятия «БИН-защита».
Скандальная битва за кабинет стала следствием войны за финансовые потоки компании. В апреле Мингосимущество подтвердило грядущую продажу 19-процентного пакета акций «Славнефти» (75% акций компании принадлежит государству). Вслед за этим правительство инициировало освобождение от должности тогдашнего президента компании Михаила Гуцериева. «Славнефть», занимающая 7-е место по объемам добычи нефти и располагающая хорошей перерабатывающей базой, уже давно интересовала крупные нефтяные компании – прежде всего ТНК и «Сибнефть». Более того, «Славнефть» рассматривалась как компания, деятельность которой контролируют структуры, близкие к совладельцу «Сибнефти» и губернатору Чукотки Роману Абрамовичу. Поэтому предстоящий конкурс нефтяники оценивали как способ легализовать присутствие акционеров «Сибнефти» в госкомпании. Дальнейший ход событий подтвердил эти подозрения – вместо Гуцериева правительство предложило назначить президентом Юрия Суханова, некогда работавшего в «Сибнефти».
Такой сценарий не понравился питерской властной группировке, которая не захотела дальнейшего укрепления бизнеса Семьи. «Президент давал добро на снятие Гуцериева, но он не давал отмашки Суханову, – считает представитель питерской команды силовиков. – Это уже самодеятельность Касьянова*». Стороны вошли в клинч, обмениваясь публикациями тонн компромата и грозными политическими заявлениями, а также возбуждая уголовные дела. Однако все попытки питерцев и близкого к ним главы Межпромбанка Сергея Пугачева протащить свою креатуру – вице-президента «Роснефти» Анатолия Барановского – потерпели неудачу. Личным распоряжением премьера Касьянова главой «Славнефти» был назначен Юрий Суханов.
И вот по прошествии полутора месяцев случился такой казус. Похоже, питерцы не намерены сдаваться (характерно, что штурм офиса «Славнефти» проходил при подчеркнутом спокойствии главы МВД Бориса Грызлова, который не отреагировал даже на команду Касьянова убрать из офиса Гуцериева). «Нам не оставили выбора, – продолжает питерский чиновник. – Мало того, что весь ресурс и без того у «семейных», так теперь они еще и пытаются нас добить». Действительно, если взглянуть на все капиталоемкие решения власти последнего времени – будь то проведение пенсионной реформы, кадровая чехарда во Внешэкономбанке и Внешторгбанке и др., – то можно увидеть, что «семейная» группа фактически полностью переигрывает своих противников. В ситуации тихого, но уверенного выдавливания питерцев из самых рентабельных сфер бизнеса, скандал для них – едва ли не самый эффективный способ привлечь внимание к «властным диспропорциям». По сути дела, это прямая апелляция к Владимиру Путину.
Долгое время глава государства формировал ситуацию, при которой существовало два почти равноценных центра силы. Их противостояние позволяло Путину выступать в роли арбитра, когда он то усиливал, то ослаблял одну из сторон. Но такая ситуация не могла длиться вечно. Рано или поздно конфликт между питерцами и москвичами должен был перерасти в открытую схватку – слишком уж много у сторон разногласий материального, психологического и даже идеологического характера.
Теперь президенту придется делать трудный выбор из «двух зол». Ибо, как показывает скандал в «Славнефти», хуже всего как раз отсутствие ясного выбора – это может вызвать политический кризис. Если война кланов будет продолжаться и дальше, российский бизнес может лишиться гораздо большего, чем $35 млн, потерянных «Славнефтью» за пять дней офисной осады.
** признан в России иноагентом