Top.Mail.Ru
архив

Деньги из пальца

Научные разработки в области дактилоскопической идентификации для полицейских целей – весьма специфический вид деятельности. Тем не менее именно этот необычный бизнес позволил небольшому предприятию «Системы Папилон» из Челябинской области достичь оборота почти в $2 млн и строить далеко идущие планы.

В этом году «Папилон» получил федеральный заказ МВД, который вывел компанию на новый уровень: фирме предстоит автоматизировать федеральную базу данных, где хранятся более десяти миллионов дактилокарт с отпечатками пальцев ранее судимых россиян. До сих пор столь крупных заказов в российской практике не было.

Компаний, специализирующихся на автоматизированных дактилоскопических идентификационных системах (АДИС), в России всего две. При этом обе они находятся в городе Миасс и даже начинали разрабатывать систему вместе – в 1991 году обе компании выделились из ныне не существующего предприятия «Совиндейта». МВД в то время как раз задумалось о необходимости автоматизации поиска преступника по отпечаткам пальцев – перебирать дактилокарты вручную неэффективно. Миасс же – бывший «закрытый» город с высоким научным потенциалом. Например, создатели «Папилона» Павел Зайцев, Владимир Бичигов и Александр Моксин – выпускники МФТИ, трудились до «Совиндейты» в Государственном ракетном центре. А поскольку в рамках «Совиндейты» работы по дактилоскопии уже были начаты, и МВД проявило к ним интерес, то сомнений насчет того, чем заняться, у оборонщиков не возникало. «Мы целенаправленно пошли туда, где можем работать лучше, чем другие. В середине 1990-х, начав ездить на международные выставки, мы удивились, узнав, что многие ключевые решения у иностранных компаний весьма поверхностны. Мы даже предлагали им свой алгоритм, но они никак не отреагировали», – рассказывает Иван Шапшал, заместитель генерального директора «Папилона».

Алгоритм АДИС позволяет отображать отпечатки пальцев в виде математической модели, то есть перевести особенности узора в цифры (после этого сопоставить отпечатки становится делом техники). Отечественных АДИС в начале 1990-х на рынке еще не было. Да и в мире подобные системы производят не так уж много компаний: японская корпорация NEC, французская SagemMorpho, американские Cogent и Printrak, белорусская «Тодес».

Фирма «Системы Папилон» была создана на деньги торговой компании «Вамаг» из Магнитогорска (сейчас она управляет розничной сетью). Во многом благодаря ее участию «Папилон» смог выполнить первые полученные заказы – установил АДИС в ГУВД Челябинска, Нижнего Тагила и Улан-Удэ. В 1993 году «Папилон» разработал сканер для снятия отпечатков. «На Западе аналогичные разработки АДИС и сканера были, но мы разработали более мощный алгоритм, и это при том, что наше оборудование стоит дешевле, чем на Западе», – говорит Шапшал. В 1996 году, отвечая на потребности милиции, компания создала систему идентификации оружия по следам на пуле и гильзе «Арсенал». Примерно в то же время «Папилон» создал большой отдел маркетинга и стал регулярно участвовать в профильных выставках.

Впрочем, основным заказчиком «Папилона» по-прежнему остается МВД. По стране уже установлено порядка 350 «папилоновских» АДИС (их стоимость начинается от $10 000). Негласные внутриведомственные инструкции фактически рекомендуют региональным начальникам закупать именно это оборудование. Как показывает статистика, установка АДИС повышает раскрываемость преступлений по линии криминальной милиции на 6 – 9%. В сентябре 1996 года, например, с помощью системы было раскрыто два «висяка» – убийство и кража. Прогоняя по базе данных отпечатки задержанного за мелкое правонарушение гражданина, милиционеры обнаружили их совпадение с «пальчиками», обнаруженными на месте куда более значительных преступлений. Рецидивист, как выяснилось после задержания, совершил около 30 уголовно наказуемых деяний в разных регионах.

Недавно в МВД было принято решение о финансировании создания АДИС в трех федеральных округах – этот крупный заказ, как и федеральная база данных, скорее всего, тоже достанется «Папилону». Размеры финансирования не раскрываются, но стоимость АДИС с большим количеством дактилокарт, которые нужно занести в электронную базу данных (например, в масштабах федерального округа), может доходить до нескольких миллионов долларов. Впрочем, работа с МВД имеет один минус – поступление бюджетных средств на счет компании носит ярко выраженный сезонный характер: деньги приходят во втором полугодии, а весной ощущается недостаток финансирования. Чтобы не в такой степени зависеть от российских бюджетных процессов, «Папилон» с 1996 года продвигает свои системы и на зарубежном рынке. Сейчас установки фирмы действуют в Монголии, Тайване, Китае, Казахстане, Таджикистане, нескольких штатах США и в Италии. В 1999 году система «Арсенал» выиграла тендер, объявленный МВД Польши, а в нынешнем году АДИС собираются устанавливать Туркмения и Албания. В расчете на заграницу работает и конкурирующая фирма «Сонда».

«По качеству и по цене мы можем выигрывать тендеры у иностранных компаний, – отмечает Анатолий Боков, генеральный директор второй миасской фирмы. – Но только если выступаем в связке с партнером: либо местным, либо со всемирно известной фирмой. Тендер на проект дактилоскопической регистрации взрослого населения в Узбекистане, например, мы выиграли в партнерстве с Siemens, аналогичный проект на Филиппинах – в партнерстве с японской фирмой. Филиппинский проект войдет в десятку крупнейших проектов подобного рода – там около 70 млн населения. Мы сможем заработать несколько миллионов долларов и выйти на новый этап развития без привлечения инвесторов». Пока по годовому обороту «Сонда» значительно (в десять раз) уступает «Папилону».

«Сонда» не занимается промышленным производством и в последнее время больше ориентирована на зарубежный рынок. «Папилону» же удалось наладить более тесные отношения с МВД (хотя в Москве и Подмосковье, например, милиционеры установили АДИС американской Cogent). Не сомневаясь в перспективности работы исключительно с полицейскими системами – страна большая, потенциальная емкость рынка для «живых» сканеров, АДИС и систем «Арсенал» исчисляется десятками миллионов долларов, – «Папилон» все же занялся разработками и для «мирных» заказчиков.

«Сейчас фирма вкладывает средства в разработку систем идентификации по радужной оболочке глаза. Это даст возможность расширить рынок сбыта – системы идентификации по радужке и отпечаткам могут быть востребованы банками как система доступа в помещение», – говорит Шапшал. Гражданским применением собственных наработок озаботилась и компания «Сонда». Конкуренты «Папилона» уже создали автоматизированную систему доступа в помещение – дверь открывается только в случае совпадения отпечатка пальца с одним из отпечатков, хранящихся в базе данных. Перспективность «мирной» биометрии растет.

«У нас есть ощущение, что Россия сейчас стоит на пороге биометрического бума, который уже захлестнул западные страны, особенно после трагических событий 11 сентября прошлого года, – говорит Наталья Воронина, менеджер по маркетингу американской компании BioLink Technologies, занимающейся разработкой и производством дактилоскопических систем защиты информации (например, компания производит компьютерную «мышку», распознающую хозяина по отпечаткам пальцев). – Среди потребителей нашей продукции уже сейчас есть весьма перспективные заказчики: крупные нефтедобывающие компании и банки, для которых мы проводим пилотные проекты. Мы занимаем нишу, которая не пересекается с нишей «Папилона». Правда, по словам Ворониной, сейчас наметилась тенденция к расширению сферы деятельности компаний, работающих на этом рынке. BioLink, к примеру, разрабатывает оптический модуль, благодаря которому биометрию можно будет встраивать в стандартные системы контроля доступа.

Правда, заказы от МВД, скорее всего, так и останутся прерогативой «Папилона». По словам Шапшала, в ближайшее время основное внимание компания будет уделять выполнению федерального проекта. Он уже потребовал внесения изменений в структуру компании: в «Папилоне» создано московское представительство. В миасском же офисе компании расширяют учебный центр, где начнут готовить специалистов по сопровождению АДИС – обучать в центре будут людей из тех регионов, где АДИС уже установили или установят в будущем.

Еще по теме