Top.Mail.Ru
архив

Деньги - ничто, власть - все

Московская группировка, часто именуемая "семьей", последние три-четыре года определяет всю расстановку сил в российском истеблишменте. Даже в самые сложные для себя моменты - например, в конце 1998 года, на пике влияния Евгения Примакова - у "семьи" было то, чего не было ни у одного из конкурентов. Обитатели Кремля всегда обладали абсолютным оружием - практически неограниченными полномочиями президента. Имея возможность в любой момент снять и назначить премьера (а вместе с ним и правительство) и всех силовиков, а то и просто упразднить (слить, разделить, и т.д.) существующие государственные ведомства, можно перевернуть вверх дном все политические расклады.

Извлекая политические выгоды, старая "семья" вполне успешно удовлетворяла и свои меркантильные интересы. Полномочия президента - отличный инструмент для передела собственности. Используя такой ресурс, к моменту ухода Бориса Ельцина так называемая московская группа сконцентрировала в своих руках многие лакомые куски российской экономики. Самый влиятельный член "семьи" вне Кремля - Роман Абрамович, владелец "Сибнефти" (пятой по масштабу нефтяной компании России) и совладелец "Русского алюминия", контролирующего свыше 75% российского алюминиевого производства. К ближайшим его соратникам относятся Александр Мамут, председатель наблюдательного совета МДМ-банка и фактический руководитель всех финансовых операций "семьи"; владелец "Сибирского алюминия" и президент "Русского алюминия" Олег Дерипаска; Искандер Махмудов - глава Уральской горно-металлургической компании, контролирующей предприятия цветной и черной металлургии; крупный израильский диамантер Леви Леваев. Каждый из этих бизнесменов имеет собственные проекты и интересы, однако налицо их стратегический союз.

Московская группа активно представлена в монополиях и государственных компаниях. Среди ее партнеров и членов - глава МПС Николай Аксененко, президент "Транснефти" Семен Вайншток, министр атомной промышленности Евгений Адамов, руководитель Пенсионного фонда Михаил Зурабов, президент "Аэрофлота" Валерий Окулов, глава Таможенного комитета Михаил Ванин.

Но сила "семьи" не только - да и не столько - в деньгах. Членам московской группы удалось выстроить эффективную схему лоббирования собственных интересов в государственной системе. Эти интересы защищены на всех уровнях власти. В числе "защитников" - Генеральный прокурор Владимир Устинов и министр внутренних дел Владимир Рушайло. И это только верхушка айсберга, поскольку на вторых и третьих ролях в министерствах и ведомствах работают пусть и не столь приметные, но весьма значимые персонажи (например, руководитель аппарата правительства Игорь Шувалов). Возглавляют же систему чиновники, аппаратный вес и влияние которых определяются их статусом - глава президентской администрации Александр Волошин и премьер-министр Михаил Касьянов. Последний, впрочем, является только номинальным лидером.

Особняком в группе стоит Борис Березовский. Несмотря на имидж изгнанника и диссидента, который сам Березовский не без удовольствия эксплуатирует, некогда самый влиятельный олигарх испытывает сегодня серьезные проблемы. Он теряет собственность: Абрамович полностью вытеснил его из "Сибнефти" и потихоньку прибирает к рукам его медийные активы. Более того, Березовский нажил личного врага в лице президента. Однако ошибаются те, кто считает Березовского отыгранной фигурой. За годы своего теневого правления он сумел создать собственную машину лоббирования во всех ветвях власти и готов оказывать услуги новым кремлевским олигархам. Разумеется, делает это Березовский отнюдь не бескорыстно.

Питерская группировка, на первый взгляд, беднее московской. Это легко объяснимо: во-первых, у выходцев из северной столицы не было времени нарастить свои активы; во-вторых, медленное, но неуклонное наступление на стратегические высоты они начали со стороны государственной власти. Может быть, поэтому налицо некоторая диспропорция между чиновниками и бизнесменами.

К бизнес-олигархам можно отнести разве что Владимира Когана, владельца питерской банковской группы, да председателя правления РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса. Но этот список может быстро расшириться. В последнее время питерцы четко очертили зону своих интересов: совет директоров "Газпрома" возглавил Дмитрий Медведев, а "Рособоронэкспорт" - Андрей Бельянинов. Кроме того, они все активнее действуют в телекоммуникационном бизнесе, где петербургский "Телекоминвест" и родственная ей Sonic Duo агрессивно теснят конкурентов. Такое поведение новичков легко предсказывалось, поскольку активность они развивают в тех секторах экономики, где петербургская группа имеет сильное представительство в органах власти. Телекоммуникации курирует министр связи Леонид Рейман, "Связьинвест" - Валерий Яшин, а оборонный экспорт и ВПК находятся под неусыпным контролем вице-премьера Ильи Клебанова.

Петербургская группа в отличие от московской лучше структурирована, поэтому в ней более отчетливо просматриваются внутренние противоречия между либералами (во главе с первым вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным и министром экономики и развития Германом Грефом) и спецслужбистами (глава Совета безопасности Сергей Иванов и руководитель ФСБ Николай Патрушев). Различия во взглядах и подходах очевидны, однако пока что у обеих сторон один общий враг, что побуждает их вступить в ситуационный союз.

Таким образом, получается, что московская группа обладает значительно более широкими административными и материальными ресурсами. Но не стоит забывать о том, что именно питерская группа обладает теперь тем самым абсолютным оружием - поддержкой президента. Как свидетельствует недавняя история, именно этот фактор в России и становится, как правило, определяющим.

Еще по теме