Деньги в конверте

14.08.201500:00

Уже через год в России может появиться новый госбанк на базе «Почты России», и по объему отделений (42 000) и социальной значимости он превзойдет Сбербанк. И хотя окончательное решение о создании банка пока не принято, сам факт проведения переговоров на уровне премьер-министра в присутствии всего кабинета и крупнейших банкиров говорит о сильном желании государства такой банк создать. Наиболее вероятный сценарий – это покупка «Почтой России» готового банка и объединение его с огромной сетью «Почты». Помешать созданию почтового банка могут прежде всего финансовые проблемы самой «Почты России», у которой нет денег на создание банка-гиганта, а также непрофильный характер такого бизнеса. 

Банк финансового благополучия

Министр связи Николай Никифоров говорит о почтовом банке как о свершившемся факте, хотя решения Дмитрия Медведева на этот счет пока нет. Никифоров назвал и возможную дату запуска такого банка – 2016 г. Министр связи называет варианты платформ для банка: это «дочки» ВТБ («Лето банк») и ВЭБа (Почтобанк). Он оценивает даже финансовый результат еще не созданного банка. По его словам, за 8 лет, до 2023 г., появление банка принесет «Почте России» чистый доход не менее 60 млрд руб., то есть по 7,5 млрд руб. в год. Это очень неплохой результат для российской банковской системы в условиях текущего кризиса. Для сравнения: Сбербанк в I квартале 2015 г. заработал 30,6 млрд руб., ВТБ получил убыток 18,3 млрд руб., Газпромбанк – также убыток 4,3 млрд руб., Промсвязьбанк – убыток 2 млрд руб. В целом банковский сектор в январе – апреле 2015 г. получил убыток в размере 17 млрд руб. против прибыли в 292 млрд руб. годом ранее.

Разговоры о запуске отдельного госбанка с «Почтой России» в качестве акционера идут с 2007 г., но тогда сделка по покупке Связь-банка сорвалась из-за кризиса, а сам банк попал под санацию ВЭБа. Автором идеи выступал экс-гендиректор «Почты России», а также предшественник Грефа на посту президента Сбербанка Андрей Казьмин. Формальная причина создания почтового банка проста: «Почте России» доходы от коммерческого банка с самой большой в России сетью отделений и соответственно самым большим охватом населения помогут заместить госсубсидии и обеспечить постоянный приток финансирования. С учетом кризиса в экономике и отсутствия свободных денег в бюджете переход на самоокупаемость был бы для госорганизации более чем актуальным. 

По словам Николая Никифорова, банк нужен «Почте России» для получения дополнительных доходов на развитие, а также на повышение заработной платы персоналу и открытие новых отделений в городах, где их не хватает. Министр также замечал, что государству либо нужно продолжать субсидирование почты, либо создать банк. Решение о создании такого банка, по словам Николая Никифорова, «согласовано на всех уровнях».

Проблема финансирования для «Почты России» стоит довольно остро. Долгосрочная стратегия ее развития не предполагает бюджетного финансирования. ««Почта России» с 2015 г. работает в режиме свободного плавания, она получает в 2015 г. 0 руб. 0 коп., никаких субсидий нет. На подписку – нет, на Крайний Север – нет, бюджет не может себе позволить финансировать эти расходы. Это, конечно, очень печально, но, что поделаешь – мы в такой ситуации находимся. Поэтому почте нужно искать другие механизмы», – объяснял ранее сложную ситуацию Николай Никифоров. 

В прежние годы компания получала от государства около 5 млрд руб. ежегодно. В прошлом году «Почта России» получила чистую прибыль в размере всего 1,2 млрд руб., выручка оператора за прошедший год выросла на 5,5% до 140,4 млрд руб. По прогнозу гендиректора компании Дмитрия Страшнова, «Почта» будет прибыльной и в текущем году. Такая задача, которую сам Страшнов считает главной на посту топ-менеджера, для компании трудно выполнима. Многие функции «Почты России», например, доставка корреспонденции в ряде регионов, заведомо убыточны. Отказ от доставки по социальным тарифам привел бы к такому же эффекту, как и отказ РЖД от ряда неокупаемых электричек в субъектах. Поэтому наращивание выручки за счет повышения стоимости услуг, в том числе социально незащищенным слоям населения, выходом для компании не было никогда. 

Бизнес «Почты» в условиях, когда компания используется прежде всего пожилыми людьми для отправки писем, оплаты счетов и получения пенсий, носит ярко выраженную социальную функцию, которая не всегда совместима с бизнес-задачами. «Очень важно понять сейчас – и в рамках закона это должно быть как-то зафиксировано: «Почта» для России – это что? Бизнес или социальный государственный институт?», – задавался почти год назад стратегическим вопросом Дмитрий Страшнов. Сейчас, кажется, ясность появилась: «Почта России» должна стать не только самоокупаемым, но и генерирующим доход бизнесом. Главный помощник в этом сложном деле – собственный банк. Идея создания почтового банка лежит на поверхности: «Почта» и сейчас оказывает населению финансовые услуги, а также имеет ряд кобрендинговых проектов, например, совместную с банком «Хоум кредит» услугу «Кредит почтовым переводом» или совместную с банком «Русский стандарт» «Почтовую карту». Среди фактически банковских услуг также денежные переводы, прием платежей, в том числе жилищно-коммунальных, услуги по доставке и выдаче пенсий, пособий и других выплат целевого назначения. Наличие самой большой в стране филиальной сети дает банку хороший старт. Основной вопрос теперь лежит в поиске партнера. 

Заблудшие «дочки»

Банковский рынок может сегодня предложить инвестору много активов по относительно невысоким ценам. По этой причине момент для входа в банковский бизнес выбран как нельзя более удачный. Большинство кредитных организаций сейчас испытывают серьезное давление на прибыль, поэтому продать неинтересные активы и использовать кризис для консолидации группы выглядит интересной идеей. Оба госбанка – ВТБ и ВЭБ – теоретически могли бы быть заинтересованы в таком варианте развития событий. В ВТБ потенциальную сделку по продаже «Лето банка» пока не комментируют, в ВЭБе отмечают, что участие госкомпании в создании почтового банка не входит в стратегию развития корпорации до конца 2020 г. 

ВТБ создал розничный «Лето банк» в 2012 г. в качестве конкурента банкам-монолайнерам (кредитным организациям, ориентированным на определенный сегмент рынка – POS-кредиты, автокредиты, ипотеку, карточные продукты). Среди ближайших конкурентов этой «дочки» ВТБ – «Хоум кредит», «ОТП банк», «ТКС банк», «Русский стандарт» и «Сетелем банк» Сбербанка. При создании ВТБ ставил амбициозные задачи перед новым банком. Так, за 5–7 лет «Лето банк» должен был развить сеть продаж не менее чем из 1000 отделений и нескольких тысяч представительств в магазинах, а также занять значительные позиции в интернет- и мобильном банкинге. Но за последние три года бизнес монолайнеров перестал выглядеть интересным. После прохождения пика прибыльности и 50-процентной маржи рынок необеспеченного розничного кредитования перешел в глубокий кризис. Доходы населения упали, «плохие кредиты» вызрели, и теперь прежние лидеры розницы по прибыльности несут многомиллиардные убытки. Таким образом, монолайнер «Лето банк» при наличии «ВТБ 24», имеющего более консервативную кредитную политику и риск-менеджмент, Группе ВТБ может быть уже не так нужен. По данным 102 формы РСБУ, размещенной на сайте ЦБ РФ, прибыль «Лето банка» за полгода составила всего 71,7 млн руб. против 3 млрд руб. прибыли годом ранее. С другой стороны, остальные активы ВТБ и вовсе были убыточными. 

Рыночная стоимость неторгуемого банка традиционно измеряется стоимостью лицензии либо объемом его активов или уставного капитала плюс надбавки за долю на рынке и минус ставка дисконтирования. Важную роль играет качество выкупаемого у банка кредитного портфеля – то есть его основной актив. Впрочем, «Почте России» портфель кредитов «Лето банка» выкупать незачем. По данным на 1 июля, чистые активы «Лето банка» составляли 48,3 млрд руб., из них чистая ссудная задолженность – около 40 млрд руб. При этом уставный капитал банка составляет всего 215 млн руб. Поскольку банк, созданный три года назад, пока сильным брендом и большой долей рынка похвастаться не способен, «Почта России» может добиться дисконта при его покупке, около 10–15%. Наиболее вероятна такая схема: «Почта» выкупит уставный капитал и лицензию, а кредиты, которые ранее выдавал «Лето-банк», просто будут переведены на баланс «ВТБ 24». Таким образом, клиенты группы «ВТБ» останутся в этом банке, а «Почта России» не будет разбираться с кредитами, выданными прежним руководством банка. 

Еще более интересным вариантом может выглядеть вхождение «Почты России» в капитал «Лето банка». В этом случае задачу по созданию крупного инновационного госбанка будет реализовать еще проще, ведь «Почте» не придется искать на рынке банковские компетенции, она сможет позаимствовать их у партнера. 

 «Данное объединение может нести существенный синергетический эффект, как для ВТБ, так и для «Почты России». Первый получит для своей «дочки» самую обширную на территории РФ сеть отделений без огромных капитальных затрат, а «Почта» получит прекрасную возможность монетизации своей сети отделений, которые часто расположены так, что для объединенного банка просто не будет конкурентов, – предполагает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. В некоторых регионах банк может занять существенную долю рынка. Тем не менее в ближайшие годы ВТБ и «Почте» потребуются дополнительные инвестиции на интеграцию. Ближайшим конкурентом, скорее всего, будет Сбербанк». 

Другой, но менее вероятный с точки зрения аналитиков кандидат на продажу – одна из структур ВЭБа – Связь-банк, «Глобэкс» или небольшой региональный Почтобанк. Связь-банк – довольно крупная кредитная организация, занимающая 22-е место по объему чистых активов с их объемом 383 млрд руб. и уставным капиталом 29 млрд руб. Чистая прибыль Связь-банка составила в прошлом году 1,6 млрд руб., банк уже много лет подряд показывает стабильные финансовые результаты, имеет разветвленную розничную сеть и развивает многие ответственные направления бизнеса, в том числе и ипотеку. Продажа такого банка для ВЭБа вряд ли может быть коммерчески интересной идеей. Другой банковский актив – «Глобэкс» – имеет размеры поменьше. Этот банк ВЭБ получил на санацию в 2008 г. от банкира Анатолия Мотылева. Объем чистых активов этого банка – 296 млрд руб., уставный капитал – 15 млрд руб. и убыток в 1,5 млрд руб. по итогам I полугодия. Бизнес банка довольно универсален. «Почта России» вряд ли способна осилить покупку одного из этих двух банков. 

Наконец, пермский Почтобанк, который уже даже имеет подходящее название, занимает аж 609-е место по объему чистых активов (всего 1,37 млрд руб.) и имеет уставный капитал 232 млн руб. Его цена значительно уступает потенциальной стоимости «Лето банка», поэтому пока это наиболее бюджетный и приемлемый вариант для «Почты России». Важно понимать, что «Почте» при покупке банка придется купить лицензию. Стоимость лицензий небольших банков составляет основу цены сделок. Дороже всего лицензии, дающие право на операции в рублях и валюте, а также на привлечение вкладов населения. Стоимость лицензии сегодня достигает 300 млн руб. При покупке банка «Почте России» со 100-процентной вероятностью придется его докапитализировать, поскольку минимального капитала купленного небольшого банка на тот объем бизнеса, который намерен охватить почтовый банк, не хватит. Чтобы войти хотя бы в тридцатку крупнейших банков и приблизиться к своим конкурентам, почтовому банку потребуется около 25–30 млрд руб. акционерного капитала. 

По подсчетам руководителя аналитического департамента компании AMarkets Артема Деева, капитал почтового банка должен быть на уровне 200–300 млрд руб., то есть быть сравнимым с Альфа-банком и «ВТБ 24». При этом он считает, что покупка «Лето банка» для «Почты России» будет слишком дорогой. «У государства, наверное, сейчас нет таких свободных средств, чтобы купить «Лето банк» или Связь-банк по такой цене, по какой их захотят ему продать, так что этот процесс затянется. Целесообразно покупать банк за 100–200 млн долларов», – уверен он. По оценке Артема Деева, почтовый банк в первые годы жизни может рассчитывать на 3–4% рынка, основным конкурентом его при этом будет Сбербанк. 

«Клон» Грефа

Успех проекта во многом будет зависеть от того, кто возглавит почтовый банк. Это должен быть человек, имеющий банковско-финансовый и политический опыт и одновременно – определенные знания и вкус в связи и IT. Сам министр связи Николай Никифоров, комментируя требования к кандидату, заявил, что хотел бы видеть на посту главы почтового банка управленца, разделяющего идею продвижения в банковской сфере современных IT-систем. «Банк должен быть современным, то есть работающим на базе современных банковских технологий», – сказал он. При этом Никифоров не хочет увидеть в итоге «банк с мраморными колоннами». Модель нового госбанка должна быть простой, но технологичной. 

«Мне кажется, что такой сложный, амбициозный и на 80% провальный проект может возглавить только очень опытный человек. Большинство таких людей руководит частными компаниями. Например, Олег Тиньков* с такой задачей справился бы. Это человек, который делал бизнес с нуля и разбирается в банковской сфере», – уверен Антон Павлов из Абсолют Банка.

Возможно, почтовым банком мог бы заинтересоваться сегодняшний председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин, экс-зампред ЦБ РФ и фигура на банковском рынке легендарная. Напомним, что «МДМ банк» сейчас находится в процессе поглощения Бинбанком. 

Новые правила

Появление нового банка – для России явление довольно экзотическое. В последние годы команда сегодняшней главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной активно этот рынок «зачищала», в результате чего к 1 июня число банков достигло минимума – 810 кредитных организаций против 958 двумя годами ранее, до прихода Набиуллиной. Те банки, у которых лицензия не отзывалась, но которые испытывали проблемы с капиталом и ликвидностью, в последние два года также часто санировались – сейчас на санации находится около 20 банков. Благодаря массовому уходу с рынка представителей «горячего капитала» 90-х и активному внедрению жестких Базельских стандартов сам формат российского банковского рынка изменился. Теперь на нем нет 100-процентной маржи, зато есть зарегулированность, что делает его менее прибыльным и значительно более ответственным. 

Недавний отзыв лицензии у четырех банков группы Анатолия Мотылева подтверждает то, что экономист Евгений Ясин назвал «закатом семибанкирщины». ЦБ последовательно искоренял эту «семибанкирщину», для которой нормой были игра не по правилам, предоставление недостоверных отчетностей, офшорные счета и круговое хождение капитала. Чего стоит только то, что у того же Мотылева банковский бизнес отнимался дважды: в 2008 г. банк «Глобэкс» был санирован Внешэкономбанком, в 2015-м лицензии лишился «Российский кредит» со всеми своими аффилированными банками. 

В новых условиях жесткого банковского регулирования и абсолютной прозрачности капиталопотока России много банков не нужно. Глава группы «ВТБ» Андрей Костин отмечает, что стабильно функционировать банковская система в России может и при наличии всего 100 банков. Аналитики с Костиным в основном согласны: от мелких «отмывочных контор» пользы финансовому рынку и населению нет. Однако вопрос о составе «золотой сотни» нужных и полезных с точки зрения банковского регулирования организаций остается открытым. Пока очевиден тренд на повышение доли госактивов в системе. С уходом с рынка мелких игроков и повышением капитализации первой десятки, в которой четыре банка являются государственными (Сбербанк, группа «ВТБ», Газпромбанк и РСХБ), этот процесс протекает сам собой. 

По данным рэнкинга агентства «РИА Новости» на 1 июля, чистые активы четырех крупнейших госбанков составляют 40 трлн руб., что более чем на 10 трлн руб. превышает активы всех прочих банков первой сотни, вместе взятых. Кстати, окологосударственные банки есть и среди менее крупных организаций, например, «дочки» ВЭБа «Глобэкс» и Связь-банк, активные в Крыму Крайинвестбанк и РНКБ и даже подконтрольный Московской патриархии и Торгово-промышленной палате АКБ «Пересвет». Госбанки удобны регулятору: их проще контролировать и таким образом избежать угроз финансовой стабильности. С другой стороны, государство как акционер берет на себя обязательства по докапитализации банков в случае повышения рисков в экономике, как это случилось, например, в конце прошлого года. Таким образом, прозрачность и контролируемость это хорошо, но огромные, триллионные финансовые обязательства в условиях, когда средств бюджета не хватает даже на индексацию пенсий, – это уже сложный вопрос. 

Мощное присутствие государства в банковской сфере – не редкость в банковских сферах разных стран мира. Например, огромный китайский рынок банковских услуг полностью разделен между четырьмя гигантскими госструктурами – Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), Agricultural Bank of China (ABC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China. Каждый банк имеет собственную традиционную для него сферу влияния и полностью контролируется государством. Великобритания, Франция, Бельгия, Италия, Испания, Япония, Китай, Корея и многие исламские страны также имеют крупные государственные банки, через которые управляют счетами госкомпаний и даже инвестируют в международные проекты. При этом США – страна, которая дала миру таких гигантов, как Bank of America, Citibank и JPMorgan Chase, – в капитал коммерческих банков не вмешивается.


* признан в России иноагентом.