Депутаты борются с курением
ЧЕРЕЗ ДВЕ недели после того, как Госдумой был отменен запрет на курение, депутаты проголосовали за другой радикальный запрет - на рекламу табака. Госдума, пока только в первом чтении, приняла проект закона «О внесении изменений в закон «О рекламе». Реакция российских производителей на это событие удивительно противоречива. Иностранные компании пока хранят молчание.
«Общий оборот наружной рекламы табачных изделий в России в 2000 году составил $25 - 30 млн в год», - говорит Андрей Федотов, исполнительный директор мониторингового агентства RPRG.
Депутаты предлагают запретить рекламу табака не только на ТВ, как это было до сих пор, но и на других рекламоносителях: «наружка», печатная пресса, радио. После окончательного принятия закона рекламировать табачные изделия можно будет только в местах продаж.
Инициаторы закона объясняют свою позицию заботой о здоровье нации. Обсуждение столь денежного вопроса на пленарном заседании государственные мужи начали с того, что обвинили друг друга в лоббировании интереса щедрых иностранных производителей. По одной версии, они крайне заинтересованы в запрете рекламы, по другой же версии - наоборот, якобы готовы профинансировать депутатов, голосующих против. Получалось, что Philip Morris, ВАТ и JTI выигрывают в любом случае, вне зависимости от того, будет закон принят или отвергнут.
Сейчас трудно просчитать, каким образом скажется запрещение рекламы табачных изделий на производителях. С одной стороны, это резко ограничит возможности вывода на рынок новых марок. От этого выиграют те, у кого они уже имеются в достаточном количестве. С другой стороны, запрет на рекламу поставит в равное положение богатые иностранные компании и малоимущих отечественных производителей.
«Я буду двумя руками голосовать за запрет рекламы табака, - говорит Александр Каплан, и.о. гендиретора петербургской компании «Нево-Табак». - Чем меньше рекламы табака, тем лучше. Она стоит громадных денег. Разрешение на рекламу табачных изделий в интересах только мультинациональных табачных корпораций».
В таком же духе высказываются руководители «Донского табака», ставропольского производителя табачных изделий. Их позицию озвучил на заседании депутат Михаил Емельянов.
Впрочем, иного мнения придерживается ассоциация производителей табачных изделий «Табакпром», куда, кстати, входят и «Нево-Табак», и «Донтабак». Ассоциация, считающая, что закон надо оставить без изменений, изложила свою позицию через депутата Владимира Семенова.
Сами иностранные компании пока избегают высказывать свою точку зрения. «Нынешний закон «О рекламе» в том, что касается табака, нас устраивает, - говорит Вадим Боцан-Харченко, директор по корпоративным отношениям японской компании JTI. - О поправках говорить пока рано». Остальные табачные компании воздержались от комментариев.
«Дистрибуторов этот вопрос не касается, - говорит Олег Смирнов, гендиректор дистрибуторской компании SNS. - Запрет на рекламу табачных изделий больше всего ударит по производителям, которые не смогут далее раскручивать свои брэнды, и по рекламным агентствам».
По данным RPRG, среди рекламных агентств в табачных производителях более всего заинтересованы операторы наружной рекламы. Наиболее часто используется City-формат (рекламные щиты размером 1,2м на 1,8 м). В 2000 году в России поступления от табачной рекламы на таких щитах составили 30% от общего оборота City-формата. Вложения табачников в другие виды наружной рекламы занимают от 15% до 20%.
Похоже, сильнее всего от законотворчества Госдумы пострадает именно наружная реклама. Но это только в том случае, если закон будет принят во всех трех чтениях, одобрен Советом Федерации и Владимиром Путиным. Представитель правительства РФ уже заявил об отрицательном отношении Михаила Касьянова* к поправкам.
** признан в России иноагентом