Деревянный переполох
Российские мебельные компании активизировались. Крупнейший производитель мебели для дома – компания «Шатура» планирует привлечь инвестиций в размере $20 млн – $25 млн. А крупнейший игрок на рынке офисной мебели – компания «Феликс» приобрела новую фабрику «Жарковский ДОК» в Тверской области.
«Шатура» – старейшее российское предприятие с розничной сетью из 200 франчайзинговых магазинов. Объем продаж компании, по ее собственным данным, в 2002 году превысил $103 млн и тем самым на 8,7% перекрыл аналогичный показатель 2001-го. В прошлом году компания инвестировала в развитие производства $14 млн, а весной 2003-го приобрела саратовскую «Европейскую мебельную компанию». Привлекать заемные средства «Шатура» собирается, разместив допэмиссию акций по закрытой подписке.
«Феликс» – крупнейший игрок на рынке офисной мебели. Объемов своего оборота компания не раскрывает, как и сумму сделки по приобретению «Жарковского ДОКа». ДОК занимает площадь в 24 га, под производственные корпуса предприятия отведено около 35 000 кв. м. По словам Ильи Кондратьева, гендиректора «Феликса», доля его компании в секторе офисной мебели за минувший год выросла с 12% до 20%. Изначально «Феликс» был импортером офисной мебели. В 1999 году компания решила освоить производство и приобрела фабрику, способную производить 10 000 изделий в месяц. В 2001-м «Феликс» обзавелся еще одной фабрикой, а сейчас его производственные мощности позволяют выпускать ежемесячно 50 000 изделий. Но даже этого, по словам Кондратьева, уже не хватает, чтобы удовлетворить спрос. В переоборудование «Жарковского» «Феликс» инвестирует $3 млн. «До середины 2004 года мы построим там первый цех по производству корпусной мебели, – говорит он. – В результате доля мебели собственного производства в обороте нашей компании с 70% вырастет до 80%».
Возросшую активность российских игроков можно объяснить все возрастающими трудностями, подстерегающими импортеров на фоне общего роста рынка (по оценкам гендиректора мебельного дистрибуторского центра «Тайпит» Дмитрия Николаева, этот рост составляет 20% в год). В июле 2003-го после года мытарств российским компаниям удалось пролоббировать повышение пошлин на недорогую (до 1,8 евро за 1 кг) импортную мебель с 0,6 до 0,9 евро за 1 кг. А теперь импортеры с ужасом ждут наступления нового года. «Новый таможенный кодекс, вступающий в силу с января 2004 года, временно осложнит жизнь импортеров», – добавляет Николаев.
Есть у российских компаний и еще один повод позлорадствовать. Планы шведской мебельной компании IKEA начать строительство своего магазина в Новосибирске неожиданно оказались под угрозой. Региональные власти, обещавшие выделить под строительство комплекса участок в 41 га, отдали его местной торговой компании «Труд». Ранее IKEA не смогла договориться с московскими властями о строительстве своих магазинов в пределах Москвы и Санкт-Петербурга, а весной этого года потеряла последний шанс открыть магазин в столице на Кутузовском проспекте.
Любопытно, что IKEA неоднократно заявляла о планах инвестировать в российское мебельное производство: общий объем этих инвестиций предполагался на уровне $400 млн. Но реально в строительство завода в Ленинградской области компания вложила лишь $25 млн. Вот и в конце октября гендиректор российской IKEA Леннарт Дальгрен пообещал построить подобную фабрику в Подмосковье – рядом с дистрибуторским центром IKEA (он обошелся компании в $40 млн). Но, похоже, новосибирские чиновники, знающие о «шведских грезах», перед выборами решили продемонстрировать патриотизм, который может прийтись по вкусу отечественным производителям мебели.