Десять заповедей поставщика

15.07.200200:00

На волне возросшего интереса к конфликтам между розничными сетями и поставщиками компания «Седьмой континент» решила раз и навсегда прояснить общественности свою позицию. На прошлой неделе сеть разослала заинтересованным лицам свод правил, которым компания будет следовать при заключении договоров на следующий год. Компания, входящая в тройку крупнейших на московском рынке ритейла, сформулировала ровно 10 критериев отбора контрагентов, и некоторые партнеры торговой сети уже окрестили их «десятью заповедями».

«Седьмой континент» требует от поставщиков опыта работы с торговыми сетями не менее года. Подтвержденный годовой оборот продукции в отдельном магазине сети, с которой поставщик ранее сотрудничал, должен быть не менее $20 000. Потенциальный контрагент компании должен быть готов потратить на совместный маркетинг не менее $10 000 в год, поставлять товар в магазины «Седьмого континента» по ценам не выше, чем для других сетей, и иметь уставный капитал не менее 1 млн руб.

Обычно обсуждение новых договоров начинается в октябре – ноябре, так что у желающих работать с «Седьмым континентом» есть время на подготовку. Правда, это не означает, что новичкам теперь станет легче продвигать свою продукцию на полки супермаркетов. По словам генерального директора «Седьмого континента» Владимира Ярошевского, тендеры на поставку того или иного товара, скорее всего, будут выигрывать проверенные поставщики, которые по несколько лет сотрудничают с сетью. Они и раньше работали практически по «заповедям».

Примерно о том же говорят и сами поставщики. «Ничего не изменилось. Обнародовав свои условия, «Седьмой континент» как бы утвердил их «законность» и пресек шквал ненужных звонков, – говорит Владимир Жиров, руководитель московского отдела продаж компании «Восток-Трейд Импэкс» (марка соусов «Стебель бамбука»). – Такие монобрэндовые компании, как наша, могут работать с этой сетью только через дистрибуторов, которые поставляют еще несколько десятков наименований товара. А цифры, фигурирующие в правилах, являются минимальными. Их надо умножать по крайней мере на десять».

По мнению Родиона Толпушова, директора фирмы «BBPG консалтинг», условия, выставляемые сетью, резонны: «Практика отсева неперспективных поставщиков широко используется на Западе. Просто компания доросла до таких размеров, что возникла необходимость в формулировании принципов работы, которые надо донести не только до поставщиков, но и до сотрудников и конкурентов».

На сегодняшний день в сети «Седьмой континент» насчитывается 25 магазинов, а до конца года к ним должны добавиться еще семь. Именно рост объемов торговли поставил «Седьмой континент» перед необходимостью ограничить круг поставщиков. Чем меньше их число, тем меньше бумаги – счетов и договоров (одно из десяти требований – обязательное наличие у бухгалтерской службы поставщика электронной почты для быстрого согласования актов выверки взаиморасчетов). Крупные партнеры должны избавить торговую сеть и от других неудобств. В списке требований, например, числятся наличие штрих-кода на продукции, гарантированная доставка товара в любой магазин в течение суток. «Количество поставщиков не может расти пропорционально количеству магазинов, – говорит Кирилл Терещенко, руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании «Дэнди Дистрибьюшен». –  «Седьмой континент» достиг уровня, при котором назрела  необходимость оптимизировать процесс работы с поставщиками – с точки зрения сервиса, ассортимента и количества документации».

Составив свод правил, «Седьмой континент» отнюдь не стал первопроходцем: подобные кодексы существуют и в других торговых сетях, только их мало кто афиширует. Разве что розничная сеть Spar опубликовала четкие критерии работы с поставщиками. Она сделала это в прошлом году – сразу же, как только вышла на российский рынок.