Дети коммерсанта Шмидта
"Молодым везде у нас дорога. Старикам везде у нас почет". Так поется в песне. Однако в бизнесе несколько иначе. Потребители и партнеры, как правило, руководствуются принципом "старый друг лучше новых двух". Молодой компании, чтобы с ходу завоевать себе весомое место на рынке, надо обладать довольно сильными локтями, очень хорошими мозгами и/или весьма волосатой лапой. А подобным арсеналом, как несложно догадаться, обладают далеко не все.
Но не стоит отчаиваться. Есть один не очень хитрый способ, который использовал еще небезызвестный Шура Балаганов до знакомства с Великим Комбинатором. Можно выдать себя за наследника "лейтенанта Шмидта". Или, если выражаться на языке бизнеса, прикрыться уже раскрученной маркой, лишний раз при этом подчеркивая эту самую ее раскрученность и историчность.
Есть в Москве ресторан "Прага". Им владеет фирма "АСТ". Но понятно, что к появлению "Праги" эта сравнительно молодая фирма не имеет никакого отношения. Тот самый случай, когда падчерица не то чтобы ровесница, а даже старше мачехи.
Тем не менее сейчас "АСТ" активно рассказывает общественности о столетнем юбилее "Праги". И невольно создается ощущение, что ресторан-долгожитель и в самом деле детище этой фирмы. Таким образом, поданный в нужном ключе юбилей "Праги" позволяет "АСТ" провести серьезную коррекцию имиджа в направлении, более привлекательном для потенциальных деловых партнеров.
Иногда к исторической памяти апеллируют, когда надо не развивать, а реанимировать уже существующий бизнес. Помнится, в конце прошлого года в Интернете появился сайт СБС-Агро, посетители которого могли обнаружить, что, оказывается, банк ведет начало еще с царских времен, когда были созданы первые кредитные учреждения, призванные выдавать ссуды только-только освобожденным от крепостного права крестьянам. А недавний пресс-релиз, рассказывающий о введении в СБС-Агро временной администрации, венчали двуглавый орел (символ банковской группы) и число 1882, обозначающее год основания. Между строк читалось, что банку со 117-летней историей шалости нынешних финансовых властей должны быть нипочем.
Дальше Александра Смоленского пошел новоиспеченный глава доселе мало примечательного петербургского Лесопромышленного банка Сергей Бажанов. Он просто переименовал ЛПБ в Международный коммерческий банк Санкт-Петербурга. Дело в том, что такой банк работал в России до революции. И был чуть ли не одним из первых по объему капитала. Теперь подчиненные Бажанова рассылают письма старейшим западным компаниям и банкам, которые до революции сотрудничали с историческим прототипом ЛПБ в надежде обзавестись таким образом новыми партнерами.
Издатели также не стесняются исторических аналогий. Так, одним из распространителей продукции "Вагриуса" является книжная лавка "У Сытина". А "Коммерсантъ", как известно, с первого номера уведомляет своих читателей, что "газета издается с 1909 года. С 1917 по 1990 год не выходила по независящим от редакции обстоятельствам».
Пожалуй, единственная отрасль, представители которой не пытаются сомкнуть разорванную связь времен и объявить себя "детьми лейтенанта Шмидта" от бизнеса, - это hi-tech. Оно и понятно. Ну не было до революции компьютеров и Интернета. Впрочем, целевая аудитория таких компаний по определению гораздо менее консервативна