Дети потянулись за взрослыми
Исследовательская компания GfK совместно с Ассоциацией предприятий индустрии товаров и услуг для детей изучили структуру основных расходов россиян и то, как изменения в поведении потребителей и их покупательная способность влияют на покупки товаров для детей.
По данным опроса, на свободные траты у россиян приходится лишь 15% расходов. Получается, что из номинальных 31 500 руб. среднего дохода на душу населения производители товаров длительного спроса, в том числе и целого ряда детских товаров, конкурируют примерно за 4700 руб. В год эта сумма составит около 56 670 руб., если потребитель будет делать покупки без привлечения заемных средств.
Эксперты отмечают, что:
– изменился путь к покупке детских товаров – и процесс принятия решения, и триггеры выбора;
– все чаще местом оценки, консультации и покупки становится Интернет;
– зарегистрирован отказ от покупок или ограничение потребления в категориях товаров для удовольствия.
Продажи крупнейших категорий товаров первой необходимости для детей – детского питания, средств гигиены и ухода – остаются в целом стабильными. Исключение составляют товары для удовольствия – детские соки и пюре, потребление в которых сократилось на 18,2% и 4% соответственно (данные за I кв. 2016 г.). Из-за этого весь сегмент детского питания просел на 8,8% в натуральном выражении. Но что касается товаров детской гигиены и ухода, эти категории демонстрируют ошеломительный рост. К примеру, крупнейшая категория по объемам – подгузники – прибавила за год более 20%. И это несмотря на 14-процентный рост цен (в среднем за упаковку).
В сегменте детских товаров длительного спроса покупатели активно переключаются на каналы, которые могут обеспечить широкий ассортимент и хорошие цены. В результате объемы продаж перетекают в онлайн, но стационарные специализированные магазины детских товаров также пока держатся. Для 46% россиян важна возможность видеть товар перед покупкой. Увереннее всего себя чувствуют ритейлеры, которые вовремя перестроились на омниканальность и удержание лучших цен. В среднем по России в 2016 г. отмечался двузначный рост цен на детское питание.
Продажи одежды в штуках просели на 14%, но в денежном выражении они выросли на 4,8%. Товары для новорожденных – единственный сегмент, который прошел «дно» и уже в I кв. 2016 г. демонстрировал стабильный прирост в натуральном выражении по большинству товарных категорий.
Товары первой необходимости для детей*
| Динамика в денежном выражении (%) | Динамика в натуральном выражении (%) | Динамика цен (%) |
Детское питание (все категории) | 10,4 | –8,8 | 21,1 |
Каши | 10,9 | 1,4 | 9,4 |
Детское питание (смеси) | 29,1 | 10,4 | 16,9 |
Пюре | 5,9 | –4 | 10,3 |
Соки | –11,1 | –18,2 | 8,6 |
Подгузники/трусики | 37,3 | 20,4 | 14 |
Средства гигиены и ухода | 19,2 | 6,4 | 12,1 |
Детские салфетки | 12,5 | 16,8 | –3,6 |
Пена для ванны | 29,7 | 16,2 | 11,6 |
Средства для зубов и полости рта | 10,7 | 11 | –0,3 |
Туалетное мыло | 18,9 | 4,5 | 13,8 |
Средства для рук | 13,7 | 2 | 11,5 |
Шампунь | 25,4 | 5,1 | 19,4 |
* С апреля 2015 г. по март 2016 г. по ср. с аналогичным периодом годом ранее.
— По материалам GfK Rus