Дети потянулись за взрослыми

28.09.201600:00

Исследовательская компания GfK совместно с Ассоциацией предприятий индустрии товаров и услуг для детей изучили структуру основных расходов россиян и то, как изменения в поведении потребителей и их покупательная способность влияют на покупки товаров для детей.

По данным опроса, на свободные траты у россиян приходится лишь 15% расходов. Получается, что из номинальных 31 500 руб. среднего дохода на душу населения производители товаров длительного спроса, в том числе и целого ряда детских товаров, конкурируют примерно за 4700 руб. В год эта сумма составит около 56 670 руб., если потребитель будет делать покупки без привлечения заемных средств.

Эксперты отмечают, что:

– изменился путь к покупке детских товаров – и процесс принятия решения, и триггеры выбора;

– все чаще местом оценки, консультации и покупки становится Интернет;

– зарегистрирован отказ от покупок или ограничение потребления в категориях товаров для удовольствия.

Продажи крупнейших категорий товаров первой необходимости для детей – детского питания, средств гигиены и ухода – остаются в целом стабильными. Исключение составляют товары для удовольствия – детские соки и пюре, потребление в которых сократилось на 18,2% и 4% соответственно (данные за I кв. 2016 г.). Из-за этого весь сегмент детского питания просел на 8,8% в натуральном выражении. Но что касается товаров детской гигиены и ухода, эти категории демонстрируют ошеломительный рост. К примеру, крупнейшая категория по объемам – подгузники – прибавила за год более 20%. И это несмотря на 14-процентный рост цен (в среднем за упаковку).

В сегменте детских товаров длительного спроса покупатели активно переключаются на каналы, которые могут обеспечить широкий ассортимент и хорошие цены. В результате объемы продаж перетекают в онлайн, но стационарные специализированные магазины детских товаров также пока держатся. Для 46% россиян важна возможность видеть товар перед покупкой. Увереннее всего себя чувствуют ритейлеры, которые вовремя перестроились на омниканальность и удержание лучших цен. В среднем по России в 2016 г. отмечался двузначный рост цен на детское питание. 

Продажи одежды в штуках просели на 14%, но в денежном выражении они выросли на 4,8%. Товары для новорожденных – единственный сегмент, который прошел «дно» и уже в I кв. 2016 г. демонстрировал стабильный прирост в натуральном выражении по большинству товарных категорий. 

Товары первой необходимости для детей*

 

Динамика в денежном выражении (%)

Динамика в натуральном выражении (%)

Динамика цен (%)

Детское питание (все категории)

10,4

–8,8

21,1

Каши

10,9

1,4

9,4

Детское питание (смеси)

29,1

10,4

16,9

Пюре

5,9

–4

10,3

Соки

–11,1

–18,2

8,6

Подгузники/трусики

37,3

20,4

14

Средства гигиены и ухода

19,2

6,4

12,1

Детские салфетки

12,5

16,8

–3,6

Пена для ванны

29,7

16,2

11,6

Средства для зубов и полости рта

10,7

11

–0,3

Туалетное мыло

18,9

4,5

13,8

Средства для рук 

13,7

2

11,5

Шампунь

25,4

5,1

19,4

* С апреля 2015 г. по март 2016 г. по ср. с аналогичным периодом годом ранее.

 

— По материалам GfK Rus