Дети потянулись за взрослыми
Исследовательская компания GfK совместно с Ассоциацией предприятий индустрии товаров и услуг для детей изучили структуру основных расходов россиян и то, как изменения в поведении потребителей и их покупательная способность влияют на покупки товаров для детей.
По данным опроса, на свободные траты у россиян приходится лишь 15% расходов. Получается, что из номинальных 31 500 руб. среднего дохода на душу населения производители товаров длительного спроса, в том числе и целого ряда детских товаров, конкурируют примерно за 4700 руб. В год эта сумма составит около 56 670 руб., если потребитель будет делать покупки без привлечения заемных средств.
Эксперты отмечают, что:
– изменился путь к покупке детских товаров – и процесс принятия решения, и триггеры выбора;
– все чаще местом оценки, консультации и покупки становится Интернет;
– зарегистрирован отказ от покупок или ограничение потребления в категориях товаров для удовольствия.
Продажи крупнейших категорий товаров первой необходимости для детей – детского питания, средств гигиены и ухода – остаются в целом стабильными. Исключение составляют товары для удовольствия – детские соки и пюре, потребление в которых сократилось на 18,2% и 4% соответственно (данные за I кв. 2016 г.). Из-за этого весь сегмент детского питания просел на 8,8% в натуральном выражении. Но что касается товаров детской гигиены и ухода, эти категории демонстрируют ошеломительный рост. К примеру, крупнейшая категория по объемам – подгузники – прибавила за год более 20%. И это несмотря на 14-процентный рост цен (в среднем за упаковку).
В сегменте детских товаров длительного спроса покупатели активно переключаются на каналы, которые могут обеспечить широкий ассортимент и хорошие цены. В результате объемы продаж перетекают в онлайн, но стационарные специализированные магазины детских товаров также пока держатся. Для 46% россиян важна возможность видеть товар перед покупкой. Увереннее всего себя чувствуют ритейлеры, которые вовремя перестроились на омниканальность и удержание лучших цен. В среднем по России в 2016 г. отмечался двузначный рост цен на детское питание.
Продажи одежды в штуках просели на 14%, но в денежном выражении они выросли на 4,8%. Товары для новорожденных – единственный сегмент, который прошел «дно» и уже в I кв. 2016 г. демонстрировал стабильный прирост в натуральном выражении по большинству товарных категорий.
Товары первой необходимости для детей*
|
Динамика в денежном выражении (%) |
Динамика в натуральном выражении (%) |
Динамика цен (%) |
Детское питание (все категории) |
10,4 |
–8,8 |
21,1 |
Каши |
10,9 |
1,4 |
9,4 |
Детское питание (смеси) |
29,1 |
10,4 |
16,9 |
Пюре |
5,9 |
–4 |
10,3 |
Соки |
–11,1 |
–18,2 |
8,6 |
Подгузники/трусики |
37,3 |
20,4 |
14 |
Средства гигиены и ухода |
19,2 |
6,4 |
12,1 |
Детские салфетки |
12,5 |
16,8 |
–3,6 |
Пена для ванны |
29,7 |
16,2 |
11,6 |
Средства для зубов и полости рта |
10,7 |
11 |
–0,3 |
Туалетное мыло |
18,9 |
4,5 |
13,8 |
Средства для рук |
13,7 |
2 |
11,5 |
Шампунь |
25,4 |
5,1 |
19,4 |
* С апреля 2015 г. по март 2016 г. по ср. с аналогичным периодом годом ранее.
— По материалам GfK Rus