Детский мир
Государственные детские сады уступают частным по многим параметрам. Сегодня ребенка можно отдать в сад, в котором из него вырастят топ-менеджера, научат английскому или разовьют творческие способности. В России, по данным Роспотребнадзора, более 2000 частных детских садов, но этого мало.
На начало 2014 г., согласно данным Росстата, около 2,7 млн детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения. «Ко» выяснил, сколько можно заработать на открытии частного детского сада и почему в этом бизнесе выгодно развивать франшизную сеть.
Первый и последний
Теперь частные детские сады у коренной петербурженки Екатерины Горьковой в буквальном смысле вне поля зрения. «Я наелась недовольными родителями, особенностями детей, сезонностью», – вспоминает девушка. Хотя именно все перечисленное отличает «детский» бизнес от «взрослого».
В Hobby Land Екатерина Горькова начала инвестировать, отчасти поддавшись эмоциям. Когда ее дочери исполнилось девять месяцев, она задумалась о собственном бизнесе. «Я активная мама – не люблю сидеть дома и гулять на площадке», – смеется она. В 2013 г. она придумала концепцию Hobby Land.
«Я не думала о бизнесе, – рассказывает Екатерина. – Смотрела на дочь и думала, как и чему ее учить. Так возникла идея места, в котором у каждой из нас будет занятие по душе». Hobby Land позиционировался как «пространство творчества и роста для детей и взрослых». Отдавая ребенка на керамику, женщина в это время могла пойти, например, на йогу. Обучающая концепция строилась на четырех китах – творческом, физическом, психологическом и интеллектуальном развитии. «Мне хотелось собрать в этом пространстве всевозможные творческие направления и уйти от «айпадов» и Монтессори», – вспоминает она. Впоследствии в плане занятий оказалось все, что запланировала Горькова, – школа этикета, занимательные прогулки, поделки, детская капоэйра и др. Мамам предпринимательница предлагала заняться керамикой, йогой, лепкой на гончарном круге, скрапбукингом…
Для запуска проекта Горькова взяла деньги у отца. Он вложил в дело более 2 млн руб. Понимая, что 50% успеха в «детском» бизнесе зависит от географии расположения, для открытия Hobby Land Горькова выбрала застраивающийся Приморский район. Это было идеальное место, – по ее словам, сотрудники «Газпрома» активно скупали здесь квартиры, а детсадов, как обычно, не хватало. Екатерина сняла помещение в 240 кв. м. За три месяца она сделала ремонт. На старте Горькова мобилизовала таланты близких. Одна из подруг занималась юридическими вопросами. Другая приятельница взяла на себя подбор персонала и составление расписания. При отборе педагогов и инструкторов девушки отдавали предпочтение начинающим специалистам. «Хотелось уйти от стандартов», – поясняет Екатерина. После открытия в сентябре первого центра она планировала через полгода открыть второй, еще через некоторое время – частный детский сад и постепенно развить франшизную сеть.
Но этим планам не суждено было сбыться. Через полгода после запуска, не выдержав стресса, Екатерина решила продать бизнес. «Я жила в другом конце города, дорога занимала у меня три часа, – называет она одну из причин. – Мой ребенок ходил в другой частный сад. В какой-то момент возник вопрос: «Зачем мне это?» Я не могу воспользоваться теми благами, которые создала. Потому что все время занималась организационными вопросами. Было сложно работать с большой командой (20 человек. – Прим. «Ко»), постоянно что-то придумывать и направлять людей». Сначала девушка планировала отбить вложенные отцом деньги в стандартные для этого бизнеса сроки – за год-два. Площадь Hobby Land позволяла принимать до 256 человек в день. Из расчета средней стоимости занятия (600 руб.) центр мог выйти на операционный ноль раньше зимы. «Но большую площадь оказалось сложно заполнить на 100%. В таком центре активные часы обычно начинаются с 9.30 до 13.00 и с 16.00 до 19.00. Все остальное время помещение простаивает», – рассказывает Екатерина.
Первые полгода Hobby Land работал в минус. Аренду в размере 240 000 руб. Горькова оплачивала из тех средств, что выделил отец. В феврале стартап наконец вышел в ноль. «Это не значит, что потом все было гладко. Близились летние каникулы, и нам было страшно – сможем ли мы их пережить», – добавляет она. Низкий сезон в Hobby Land встретили во всеоружии – урезали персонал до двух человек, а вместо почасового режима перешли на полный день в формате детского городского лагеря. «Тогда коллеги предложили открыть сад, – вспоминает Екатерина. – Я активно сопротивлялась, потому что в таком случае две комнаты из четырех, включая санузлы, нужно переделывать. В первую очередь страдали наши взрослые клиенты. Тогда же ударил кризис, и мамы начали массово выходить на работу».
Свой провал Горькова видит в игнорировании мотивации родителей: в такой центр матери отдают ребенка, чтобы в освободившиеся часы заняться накопившимися делами.
Под напором сотрудников предпринимательница решила переформатировать центр в типичный детский сад. За новогодние каникулы Hobby Land перестроили согласно санитарным нормам. «Мы столкнулись со всевозможными конфликтами, пересечением расписания, нехваткой помещений и большим количеством людей. Вся душевность пропала, наступил хаос», – рассказывает Екатерина.
Она продала проект первым же покупателям, которые вышли на нее через знакомых юристов, помогавших с документацией Hobby Land. Горькова, по ее словам, к тому моменту была настолько вымотана, что хотела как можно скорее избавиться от энергозатратного проекта. Она продала детсад в два раза дешевле, чем вложила. «Это была неуспешная сделка. Если бы бизнес начинался с малых форм – сначала арендовать одну комнату, заполнить ее, постепенно расти, я бы справилась», – резюмирует она. Впрочем, проект продолжает жить без нее и, кажется, все под тем же названием – Hobby Land.
Миллионер из Новосибирска
Новосибирский предприниматель Иван Мальцев собирается построить всероссийскую франшизную сеть под брендом Bambini-club. Несмотря на кризис, по его словам, частные детские сады по-прежнему в дефиците, а госучреждения сильно уступают им в качестве. После Новосибирска Мальцев нацелился на Москву. Но зачем столице покупать франшизу, когда можно открыть детсад под собственным брендом?
Иван Мальцев родился в 1989 г. в Новосибирске. На третьем курсе Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета Иван, следуя заветам американского предпринимателя Роберта Кийосаки, стал продавать то, в чем разбирался с детства, – мотоциклы. За первый год – 12 мотоциклов, за следующий – в пять раз больше. «Я умел выбирать именно те модели, которые востребованы на рынке, проводить их предпродажную подготовку, а также вести переговоры с каждым клиентом, как со своим будущим другом, – объясняет он причины успеха. – С каждой продажи по тем временам я зарабатывал больше, чем наемный сотрудник, – по $1000. Когда получается, невозможно остановиться. Особенно если у тебя ничего нет – ни машины, ни средств».
На третий год Мальцев исправил это досадное недоразумение – к тому моменту он продал 100 мотоциклов и заработал 3,5 млн руб. Его напор привлек внимание частных инвесторов. Они стали вкладывать в будущую компанию Moto-RR по 20 млн руб. в сезон. К окончанию университета Мальцев показал оборот в 30 млн руб. К 2012 г. он взял бизнес в свои руки, организовав прямые поставки из Японии, и расстался со сторонними инвесторами. Стать бизнесменом помогли книги и семинары, признается он. Проштудировав книги Константина Бакшта, Иван научился управлять персоналом и стал тратить на мотосалон не более двух часов в неделю. «Если ты постоянно находишься в бизнесе, значит, что-то нет так. Отлаженный процесс не съедает много времени», – уверен Мальцев.
Эти же навыки помогли ему запустить еще несколько направлений. Сейчас предприниматель владеет прокатом новых автомобилей «За рулем» (46 машин), компанией BusinessRestyling (разработка одностраничных сайтов) и детским садом Bambini-club. Среднегодовой оборот всех компаний, по его словам, – 86 млн руб. «Мои личные обороты – более $1 млн», – добавляет новосибирский миллионер. Но если все так хорошо, зачем Мальцеву частные детские сады? «В кризис сильно просели мотоциклы, – отвечает он. – Раньше в сезон чистая прибыль была до 4 млн руб. в месяц, сейчас показатели упали в два раза. Не пострадали автопрокат и детский сад».
На открытие Bambini-club и шести детских садов, которые ранее были проданы под другими названиями, Ивана Мальцева вдохновила кума Дарья. Вдвоем они вложили в Bambini-club 700 000 руб. Обязанности тоже распределили поровну: Мальцев занимается организационными моментами, продажами и продвижением, а Дарья выстраивает образовательный процесс. На запуск проекта у партнеров ушел месяц. Садик открылся два месяца назад в Центральном районе Новосибирска и рассчитан на 24 ребенка. Сейчас, по словам Ивана, он целиком заполнен – сработала рекламная кампания. Она обошлась всего в 15 000 руб. благодаря бюджетным каналам распространения – листовки по подъездам, соцсети, «Яндекс.Директ» и др. «В этом бизнесе много нюансов: например, к нам пришли клиенты от конкурентов, потому что там не такой теплый пол. Казалось бы, мелочь, а в итоге она имела решающее значение», – объясняет он.
«Мы решаем проблемы государственного садика, – добавляет Иван. – У нас профессиональный коллектив, обучающая система, игровая комната, хорошее питание, есть даже опция видеонаблюдения. Любой родитель может зайти под своим логином и паролем на сервер и в режиме реального времени посмотреть, чем занимается его ребенок». В месяц весь перечень услуг стоит 16 000 руб.
Вложенные деньги Мальцев планирует отбить за пять месяцев – только за октябрь, по его словам, чистая прибыль составила более 240 000 руб. Свое отношение к будущему Bambini-club он выражает одним словом: «Масштабировать». Иван делает ставку на продажу франшиз и до конца года планирует продать первую. «Садик под ключ» обойдется франчайзи от 700 000 до 1,5 млн руб. Взамен они получат 176 документов, стандартов, инструкций и технологий из серии – «как сделать бизнес прибыльным в первый месяц». Начав с одной, Мальцев собирается довести количество проданных франшиз до 100. В будущем успехе новосибирский миллионер не сомневается – когда есть спрос, глупо им не воспользоваться.
Скромное обаяние Дегтярева
Когда 27‑летнего Сергея Дегтярева спрашивают, куда бы он вложил свободный миллион долларов, бывший совладелец сети частных детских садов Sun School отвечает – в недвижимость и строительство. «Но нужно понимать, что инвестирование и бизнес – это разные вещи. Задача инвестора – приумножить свой капитал, а задача предпринимателя – создать максимальную ценность на единицу капитала», – тут же оговаривается он. Дегтярев, несомненно, предприниматель. Несмотря на то, что Sun School за два года стала крупной сетью и приносила своим основателям миллионы чистой прибыли, Сергей продал ее. «Я не видел делом всей своей жизни работу только с детскими садами», – объясняет он. Стабильный, пусть и небольшой, рост оказался вне контекста его интересов. Свое призвание предприниматель увидел в масштабировании бизнеса.
Сергей Дегтярев, выросший в Уфе, привык во всем быть перфекционистом. Его мама хотела, чтобы он стал стоматологом и остался в родном городе. Но Сергей выбрал химический факультет МГУ. «Я всегда стремился к большим возможностям. Поэтому перспективы учиться в лучшем университете страны меня очень зажгли», – вспоминает он. Дегтярев оканчивал университет с красным дипломом, при этом уже зная, что не будет работать химиком. «Я понимал: чтобы стать лучшим специалистом в этой области, тем более первоклассным ученым, надо обладать совсем иным складом ума. Быть просто посредственным химиком, копить долгие годы на машину и всю жизнь расплачиваться за ипотеку я не хотел», – признается он.
Будучи студентом, Дегтярев брался за любую работу. Одно время был промоутером Клинского мясокомбината, работал аниматором в костюме хомяка при ресторане. На третьем курсе устроился в службу техподдержки компьютерной сети, понятия не имея о сути работы. «Зарплата была довольно приличная, и пришлось быстро разобраться, – вспоминает предприниматель. – После нескольких лет учебы в МГУ разобраться в том, в чем ничего не понимаешь, было несложно». Тогда же, во время учебы, Сергей занялся организацией мероприятий. Все началось с формата студенческой самодеятельности, но вскоре переросло в бизнес.
Со своим будущим партнером по детским садам Натальей Гладковой Дегтярев познакомился на обучающем курсе в «Бизнес молодости». «Выбор ниши вполне логичен: на рынке частных детских садов в то время спрос в разы превышал предложение», – добавляет Сергей. Свой первый совместный детский сад Sun School они открыли на собственные деньги – около 1,5 млн руб. Вложенные средства удалось отбить за восемь месяцев. С поиском помещения было два расклада – сначала промониторить свободные помещения и выбрать нужное, исходя из районов, где они расположены, или же определиться с районом, а потом искать подходящее здание. Партнеры пошли вторым путем. Первый Sun School был рассчитан на 36 мест. Ограниченный бюджет позволил запустить две группы по 12 воспитанников. Это была верная стратегия, считает Дегтярев. С момента открытия партнеры почти сразу набрали две группы, а через четыре месяца вышли на полную заполняемость.
Основные статьи расходов в «детском» бизнесе приходятся на аренду и зарплату сотрудникам. Если закупку продуктов, по мнению предпринимателя, правильно оптимизировать, в день на ребенка может уходить около 150 руб. (не более 100 000 руб. в месяц при расчете на 36 мест). «При этом питание будет очень качественным и сбалансированным», – утверждает Дегтярев. Остальные траты, кроме методических материалов, носят разовый характер – например, покупка дополнительной мебели или посуды. Полученную прибыль партнеры реинвестировали во второй садик. Этого количества оказалось достаточно, чтобы отработать бизнес-модель и развить франшизную сеть. «Мы хотели не только стать самой крупной в нише компанией, но и создать действительно стоящий продукт, отличающийся от того, что на тот момент представляла система дошкольного образования», – рассказывает бывший совладелец Sun School.
С франчайзи партнеры работали по совмещенной схеме – паушальный взнос при покупке и ежемесячная выплата роялти. На первых этапах стоимость франшизы составляла 300 000 руб., а роялти начиналась от 10 000 руб. в месяц. Сейчас франшиза в столице стоит 1,2 млн руб., в регионах – 800 000 руб., а роялти равно 5% от оборота. К осени 2014 г. Сергею и Наталье удалось исполнить свою мечту – детские сады Sun School открылись практически во всех городах-миллионниках страны. (на момент продажи в сети было зарегистрировано более 100 партнеров). Собственные точки они вскоре тоже передали под управление франчайзи.
Решение о продаже компании было для Дегтярева непростым. «Когда мы с партнером создавали ее, старались построить достойную компанию на перспективу, «для себя». О возможной продаже даже не задумывались», – уверяет предприниматель. Ощущение, что он уперся в потолок, возникло при планировании Sun School на следующие три года. Перспективы выглядели не столь многообещающими – увеличение оборота максимум на 10–15% в год. Предпринимателям хотелось новых проектов. После продажи (сумма сделки не озвучивается) прошел год, и, несмотря на кризис, компания, по словам Дегтярева, растет. Сам Дегтярев остался в образовательной сфере, но уже в другой роли. Набив руку на Sun School, он совместно с «Бизнес молодостью» запускает образовательный курс по франчайзингу. Ему есть чем поделиться.