Девица-президент

29.01.200100:00

Бизнес-леди в России можно пересчитать по пальцам. Тогда как, например, в США составляются целые рейтинги – минимум 50 позиций – «наиболее влиятельных женщин в бизнесе», президентов, вице-президентов и генеральных менеджеров крупнейших компаний и банков. Почему же у нас лишь немногие женщины находятся на вершине бизнеса?

 

На Западе дискриминация женщин в бизнесе или их самоустранение от деловой карьеры – дело прошлое. В Европе и Америке мужчины-бизнесмены давно научились оценивать деловые качества противоположного пола, а женщины доказали свою способность управлять компаниями и зарабатывать большие деньги. Сейчас в западных странах женщины возглавляют не только косметические компании и модельные дома, но и участвуют в управлении такими корпорациями, как Hewlett-Packard, Boeing, Pfizer, PepsiCo (см. справку на следующем развороте). Иностранцы не опасаются даже назначать женщин на топ-позиции в российских подразделениях, несмотря на нашу специфическую бизнес-среду. Например, американка Хайди Маккормак возглавляет представительство General Motors в России и СНГ.

В российских же компаниях способности женщины как топ-менеджера по достоинству оценены пока разве что в двух сферах – высоких технологий и банковской. В качестве примера блестящей карьеры чаще всего упоминают историю Ольги Дергуновой, с 1996 года возглавляющей российское представительство Microsoft. Бывший программист, она несколько лет работала менеджером по продажам в СП «Параграф» и «Микроинформ» (именно она занималась продвижением на рынок «Лексикона» – первого российского массового софта), пока в 1994 году ее не переманили в представительство Microsoft на должность менеджера по работе с корпоративными заказчиками. Через два года Дергунова стала генеральным директором, заменив ушедшего на повышение экспата-американца. «В сфере информационных технологий для управления бизнесом совершенно неважно, какого ты пола, – считает Ольга Дергунова. – Главный критерий оценки – профессионализм».

Другой пример из той же области – карьера Татьяны Прохоровой, президента и генерального директора телекоммуникационной компании «Глобал Один», принадлежащей концерну France Telecom. Она начинала в 1990 году как менеджер советско-германского СП «Спринт», доросла там до должности вице-президента по продажам и маркетингу и ту же позицию заняла после преобразования компании в «Глобал Один». И как еще один пример лояльности hi-tech к слабому полу – прошлогоднее назначение генеральным директором «Сонера Рус» Светланы Власовой, до этого работавшей финдиректором компании. На то, чтобы с должности главного бухгалтера компании «Ленфинком» подняться до такого уровня, Светлане потребовалось шесть лет.

Впрочем, в российском hi-tech (а вышеупомянутые компании не совсем российские) все равно в управлении доминируют мужчины. Чтобы убедится в этом, достаточно пролистать любой справочник с перечислением персоналий. Женщин там допускают разве что до кадровой работы, рекламы и продаж – на уровне начальников отделов. Как, впрочем, и в любых других сферах бизнеса.

В банковском бизнесе у нас первая леди – Алла Алешкина, первый зампред правления Сберегательного банка России. Уже почти пять лет отвечает за кредитную политику крупнейшего финансового учреждения страны. На топ-должностях с 1991 года:  работала во Внешэкономбанке (замначальника управления кредитования), в Международной финансовой компании (начальник управления валютно-финансовых операций), в банке МЕНАТЕП (заместитель председателя правления).

Другая известная женщина-банкир – Наталия Раевская, бессменный председатель правления Автобанка начиная с 1993 года. Раевская сделала карьеру еще в советском Минфине, где из экономиста доросла до начальника отдела. В Автобанк ее пригласили в 1989 году, когда банк только создавался, сразу на должность начальника управления. В другом банке, несколько меньшего размера, «Славянском», председателем правления уже девятый год работает Светлана Лощатова (подробно ее историю читайте на следующих страницах).

В целом же в российских банках работают довольно много женщин-менеджеров, им, как правило, поручают отделы корреспондентских и клиентских отношений. Как говорит Наталия Раевская, «дело в том, что в советское время профессия экономиста была женской – малооплачиваемой, непрестижной. Зато потом она дала банковскому бизнесу много высококлассных профессионалов». Управление банком Раевская считает мужским занятием: «Работа банкира у нас связана с очень жесткой конкуренцией. А женский подход к миру, как известно, менее агрессивный, чем мужской».

 

Агрессоры в юбках

Можно предположить, что в России мужчины-предприниматели пока не готовы воспринимать женщин как равноправных партнеров в бизнесе. Хотя, как свидетельствуют истории карьер некоторых наших бизнес-леди, здесь все зависит от самих женщин.

Ольга Миримская – генеральный директор компании «Русский продукт». В начале 1990-х создала и возглавила издательство «МЕНАТЕП-Информ». В 1993 году Михаил Ходорковский* пригласил ее работать в банк, где она сначала занимала должность специалиста по связям с международными финансовыми организациями, а затем – начальника отдела промышленного финансирования. После создания Ходорковским в 1995 году группы «Роспром» возглавила в ней департамент пищевой промышленности, управлявший пятью заводами, объединенными затем в компанию «Русский продукт».

Ксения Пономарева – бывший генеральный директор ОРТ. В конце 1980-х вместе с Владимиром Яковлевым создала издательский кооператив «Факт», преобразованный затем в информагентство «Постфактум». Главный редактор первого, еженедельного варианта «Коммерсанта». Организатор проекта и первый главный редактор «Коммерсантъ-Daily». После своего ухода в 1993 году начала издавать еженедельник «Ревизор», получив финансовую поддержку от Бориса Березовского. В 1995 году стала директором редакции информационных программ ОРТ, в 1997-м возглавила телеканал как гендиректор. Карьеру завершила в конце 1998 года по личным причинам. Сейчас занимается частным бизнес-консультированием.

Алена Михайлова – генеральный директор компании Real Records. Карьеру начинала в 1992 году музыкальным редактором «Студии Союз», куда ее пригласил создававший компанию продюсер Михаил Швычко. В «Студии Союз» создала и возглавила отдел репертуара и концертное подразделение. Real Records она руководит с начала 1999 года, получив должность гендиректора после шести месяцев переговоров с компанией-учредителем – американской News Corporations.

Можно предположить, что для женщины секрет успеха в бизнесе заключается в том, чтобы приобрести мужские черты характера – не только для взаимопонимания с представителями «сильного пола», но и для достижения тех результатов, что нужны для признания ее профессиональных достоинств. Вспомним хотя бы историю Ольги Дергуновой. Корпоративная культура Microsoft – соревновательная, агрессивная, то есть «мужская». Вряд ли в штаб-квартире решились бы назначить русскую женщину главой представительства, если бы не были убеждены в ее способности принять корпоративный стиль.

Ирена Лесневская, президент компании RenTV и генеральный директор одноименного телеканала, говорит, что лично ей в бизнесе легче найти взаимопонимание с мужчинами, нежели с женщинами: «При условии, конечно, что мужчина обладает мужской логикой и ответственностью». Лесневская – бизнес-леди «старой закалки», как и Наталия Раевская. Продюсерскую компанию RenTV она учредила в 1991 году, имея за плечами 25-летний опыт работы в редакции кинопрограмм «Останкино». В середине 1990-х входила в совет директоров ОРТ. Свой телеканал Лесневская создала в 1996 году. По ее словам, в бизнесе ей помогает «репутация женщины с мужскими мозгами, которую я наработала за свою жизнь».

Впрочем, нашим женщинам-директорам отнюдь не чужды и феминистские взгляды.

Женский сексизм

По мнению Ольги Усковой, исполнительного директора компании Cognitive Technologies, женщина в бизнесе не должна вести себя по-мужски: «У нее есть свой арсенал приемов. Женщина хорошо адаптируется в менеджменте благодаря умению выстраивать личные отношения, своей интуиции, с помощью которой она найдет то же решение проблемы, к которому мужчина придет через аналитику». При этом она не верит в то, что «для менеджмента нет разницы, к какому полу ты принадлежишь. Движущей силой в бизнесе всегда будет оставаться мужчина». Ольга Ускова руководит компанией, которая входит в пятерку ведущих разработчиков программного обеспечения в России, с момента ее создания в 1992 году. Она полностью отвечает за весь внутренний менеджмент и коммерческую политику Cognitive Technologies, хотя формально и подчиняется генеральному директору Владимиру Арлазарову.

Парадокс, но наши бизнес-леди иногда позволяют себе и откровенно сексистские высказывания. Например, недавно Елена Конева, председатель совета директоров группы КОМКОН (между прочим, менеджер с восьмилетним стажем), в одной из телепередач пыталась доказать, что женщине следует думать о доме и семье, а не мечтать о деловой карьере.

Но если даже успешные женщины смотрят на бизнес как на «мужское занятие», то, может быть, ответ на вопрос «почему их так мало?» кроется в психологической готовности наших соотечественниц к деловой карьере? Готовности конкурировать с мужчинами, отстаивать свои интересы и доказывать свою профпригодность, жертвуя при этом своей личной жизнью? (Которая, впрочем, вполне совместима с карьерой, что доказывают своим примером героини этой статьи.)

Женщина и бизнес – тема для полноценного социологического исследования, на основании которого и можно, наверное, дать точные ответы на вопросы «почему» и «как». Поэтому попробуем сделать самый общий вывод из всего вышеизложенного, опять-таки сравнивая Россию с Западом. В любом обществе бизнес-культуру (среду, отношения и т.д.) формируют и определяют мужчины. Тем более они занимают практически все командные высоты в бизнесе в эпоху «первоначального накопления» с ее рисками и жесткой конкуренцией. Хотя бы потому, что шансы на успех выше у авантюрных и амбициозных личностей, не склонных к излишней эмоциональности и саморефлексии, а это, как правило, мужчины.

Но поскольку в деловом мире человек действительно оценивается по способностям – способностям достигать целей, зарабатывать деньги, приносить прибыль, – то в конечном счете для управления бизнесом становится неважно, мужчина или женщина руководит компанией. То есть все дело в профессионализме. Так сейчас считают на Западе. А российская бизнес-культура, видимо, пока слишком молода, чтобы принять такой постулат. Вот примечательная цитата: «Как бы женщина ни старалась, сколь высокими ни были бы ее достижения в работе, на той или иной ступеньке карьеры она неизбежно оказывалась перед закрытой дверью с табличкой: «Только для мужчин». Сколько наших соотечественниц, мечтающих о деловой карьере, могли бы сейчас подписаться под этими словами?! А ведь это отрывок из воспоминаний об американском обществе 1960-х годов Мэри Кэтлин Вагнер, более известной миру как Мэри Кей.

 

 

СПРАВКА

Чем управляют женщины в Америке

 

Hewlett-Packard – Карли Фиорина, 46 лет, председатель и СЕО

Xerox – Энн Малкэхи, 47 лет, президент

IBM – Линда Сэнфорд, 47 лет, старший вице-президент

Sun Microsystems – Патрисия Шульц, 48 лет, исполнительный вице-президент

Chevron Products – Патрисия Вуртц, 47 лет, президент

General Motors – Синтия Траделл, 46 лет, председатель и вице-президент

Boeing – Дебора Хопкинс, 44 года, старший вице-президент и финансовый директор

Pfizer – Карен Катен, 51 год, президент

Colgate-Palmolive – Лоис Джулибер, 51 год, исполнительный вице-президент

Kraft Foods – Беатрис Холден, 44 года, президент и СЕО

PepsiCo – Индра Нуи, 45 лет, старший вице-президент и финансовый директор

Barclays Global Investors – Патрисия Данн, 47 лет, СЕО

Oppenheimerfunds – Бриджит Макаскилл, 51 год, президент и СЕО

MTV Group – Джуди Макграт, 48 лет, председатель и СЕО

Universal Pictures – Стейси Шнайдер, 39 лет, председатель совета директоров

* признан в России иностранным агентом.