Top.Mail.Ru
архив

Диалог немого с глухим

Налоговая реформа остановилась, говорили все докладчики проведенной на прошлой неделе РСПП конференции «Налоговая реформа: предварительные итоги и перспективы». А может, ее и не было вовсе, добавляли некоторые: единственный реальный результат – ставка подоходного налога 13%. Остальное пока не более чем обещания: отменить налог с продаж и все налоги с оборота, снизить НДС и соцналог. А снижение ставки налога на прибыль с 1 января обернется, по общему мнению, ростом бремени, поскольку одновременно отменяется инвестиционная льгота. С этой оценкой согласился и замминистра экономразвития Аркадий Дворкович: «Снижение налоговой нагрузки произошло – по крайней мере для тех, кто не делает инвестиций в бизнес».

Дворкович порадовал бизнес-сообщество двумя объявлениями. Первое: МЭРТ думает о снижении НДС до 15%. Второе: поскольку сейчас не менее чем с трети зарплат соцналог не уплачивается, можно «совершенно спокойно, без потерь для бюджета снизить максимальную ставку соцналога с 35,6 до 25%». Впрочем, МЭРТ в правительстве исполняет роль «доброго дяди», ему и полагается так говорить. Роль «злого дяди» у Минфина и МНС, которые даже ставку налога на прибыль до 24% снижать боялись, говоря о каких-то мифических потерях бюджета. На деле снижение ЕСН – это «в перспективе», а идею снижения НДС (уже до 16 – 17%) Минфин, по словам замминистра Сергея Шаталова, рассматривает в пакете с одновременной отменой льгот. МЭРТ пытается примирить противоположности. «Не должно быть стремления любой ценой снизить нагрузку или любой ценой закрыть дыры в законодательстве. Мы должны искать правильную формулу», – говорит Дворкович.

Пока правильная формула не находится. «Правительство просто забывает, что налоговая система – это не про участковых милиционеров и преступников, а про добросовестных налогоплательщиков. В результате, желая не пропустить нарушителя, правительство ставит рогатки для всех», – говорит член бюро РСПП Каха Бендукидзе. «Я не знаю, зачем это делается, – соглашается Алексей Мордашев. – Это просто неприлично: идет нормальный диалог, а параллельно –попытки его дезавуировать. Кто работает в рамках правового поля, тому становится все тяжелее и тяжелее. А кто вне поля, тому все равно». Ведь обходной путь найдется всегда – «я не знаю случая, чтобы кто-то не сумел сделать то, что нужно», – как заметил один из олигархов.

Членов РСПП тревожат новации правительства. Первая касается налогового учета, введенного вступающей в силу с 1 января 25-й главой НК о налоге на прибыль. Эта норма усложняет администрирование налога и ухудшает положение налогоплательщика. Идея обязательного налогового учета появилась в законе между 2-м и 3-м чтением в Думе и стала полной неожиданностью для РСПП. Пока налоговый учет (разумеется, при сохранении обязательности бухгалтерского) вводится только для налогообложения прибыли.

Требование обязательного параллельного ведения двух систем учета – очевидный административный барьер для бизнеса, считают члены налоговой группы РСПП. В мире есть две модели: по американской обязателен налоговый учет, а ведение бухгалтерского – дело акционеров и менеджмента. В Европе учет для налогообложения получается в результате корректировок данных бухучета. В любом случае, обязательной должна быть одна система учета, но Минфин и МНС не могут договориться, какая именно. «Климат у нас такой, – усмехнулся Бендукидзе, – занимаемся его улучшением».

Второе беспокойство связано с минфиновскими планами изменить ст. 40 НК о трансфертных ценах (цены, по которым компания реализует товары/услуги ассоциированным с ней компаниям). Предполагается усложнить и расширить понятие «взаимозависимости», включить в перечень контролируемых операций внешнеторговые, а контроль цен налоговиками в случае отклонения цен на 20% от применяемых этой компанией заменить контролем в случае отклонения цен на 15% от рыночных. То есть в МНС рыночные цены знают, а цены сделок изначально рассматриваются как нерыночные. При этом «Правила определения цен для целей налогового контроля» Минфин предлагает утверждать не в НК, а постановлением правительства. Не говоря уже о том, что в нарушение придуманной специально для России «презумпции невиновности налогоплательщика» (странам с реальной гражданской презумпцией такая норма не нужна) обязанность доказывать рыночность цены лежит на налогоплательщике.

На деле сейчас стимулы для манипулирования ценами значительно снизились. Это признают и налоговики. В частности, потому, что налоговые условия ведения бизнеса для компаний разных секторов в значительной степени унифицированы. Так, если раньше ставка налога на прибыль находилась в диапазоне 11 – 43%, то теперь будет 20 – 24%. В качестве альтернативного подхода РСПП предлагает вести консолидированный налоговый контроль по всему холдингу, разрешить МНС контролировать цены только по сделкам между контролирующими и подконтрольными предприятиями и ввести соглашения о ценообразовании между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Еще по теме