Диктатура маркетинга
Подражая известному историческому деятелю, Филип Котлер вполне мог бы сказать: «Маркетинг – это я». Когда осенью этого года мэтр приезжал в Москву, за посещение его лекции просили $1000. Книга «Маркетинг по Котлеру» позволяет за меньшие деньги ознакомиться с его взглядами.
В отличие от предшествующих трудов автора книга эта невелика – всего 400 страниц. Несмотря на это, она охватывает все основные направления: стратегический, тактический и административный маркетинг, а также такие новые тенденции, как маркетинг по Интернету и глобальный маркетинг. Приводимые «кейсы» автор почерпнул из личного опыта работы с General Electrics, Merck, Banc of America. Одна из основных идей Котлера такова: в XXI веке маркетинг уже не сводится к стимулированию продаж потребительских товаров. «Колледжи соперничают из-за студентов, театры и кинозалы хотят увеличить зрительскую аудиторию, церкви ищут прихожан, – пишет мэтр. – Политики борются за голоса избирателей, врачи за пациентов, артисты за признание. Чтобы добиться нужной реакции, им следует предложить нечто привлекательное в обмен на деньги или положительные отзывы клиентов. Именно в таком обмене и заключается основная концепция маркетинга».
По мнению Котлера, привлечение клиентов должно быть главной задачей каждого сотрудника компании – от уборщицы до президента. Мотивирует свой тезис он афоризмом Джека Уэлша: «Компания не может обеспечить вас работой, это могут сделать только покупатели». Для российских менеджеров, многие из которых приучены к несколько иным принципам оценки своего труда, уяснить это будет особенно полезно.
Филип Котлер. Маркетинг по Котлеру. – «Альпина Паблишер». М., 2003