Динамит с Запада

Протесты в Стамбуле и Анкаре против авторитарного и религиозно окрашенного курса турецкого правительства звучат не так далеко, что они вроде бы нас не касаются. Это уже чуть ли не часть немецкой внутренней политики. Ведь в Германии примерно 2000 мечетей и около 1000 организационно связанных с ними объединений и социальных учреждений Турецко-исламского союза по вопросам религии (DITIB). Все они находятся под постоянным руководством, контролем и надзором со стороны турецкого Министерства по делам религии, непосредственно связанного с администрацией премьер-министра. Оттуда идут решения по отбору и оплате проповедников, на короткое время направляемых в Германию. Они не могут вступить в контакт с жизненными реалиями нового окружения, хотя бы потому, что не говорят по-немецки. Но таким путем осуществляется поддержание старых традиций, вплоть до роли женщины в обществе, и оказание протурецкого влияния на 3 млн турок, живущих в Германии, что сказывается на их готовности к интеграции.

Критики видят в DITIB "длинную руку" премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и стремление обособить мигрантов, вместо того, чтобы их интегрировать. А следствие таково, что во многих мечетях в Германии и в изолированных от немецкого общества семьях царит большая отсталость, чем, например, в Стамбуле - открытом миру, современном и динамичном. Оставшаяся в прошлом юго-восточная страна Анатолия переживает сомнительный расцвет далеко на Западе - в немецких районах Берлин-Нойкельн, Дуйсбург-Райнхаузен и Кельн-Эренфельд. Протесты в Стамбуле - это и шанс для более успешной интеграции в Германии.

При этом политика Эрдогана неоднозначна. Есть его либеральная экономическая политика, всего за несколько лет принесшая Турции экономический рост и такой динамизм, по сравнению с которым многие государства в южной части Европейского союза выглядят "стариками". Но в то же время Эрдоган стремится к религиозной реставрации, чтобы дальше плыть на волне исламизации, приобретающей господствующее влияние во многих соседних странах. Проводя авторитарную политику, он хочет сохранить личную власть, позволяющую продолжать реформы и одновременно привязывать к себе отсталые части исламского населения. Успехи на выборах, кажется, подтверждают его правоту - он ведет Турцию в экономическую современность, не теряя при этом отсталую часть населения.


Заразная либерализация

Это феномен, который в большей или меньшей степени можно наблюдать также в России, Китае и странах Африки: освобождение рынка от оков влечет за собой и освобождение людей. Глобализация и либерализация "инфицируют" общества с консервативными структурами. С ростом благосостояния поднимается и новый средний класс, перенимающий западные ценности. Он отворачивается от традиционных структур и религиозной опеки, требует участия в принятии решений, выходящего за рамки демократических выборов, правовой защищенности, охраны окружающей среды и эмансипации. Это молодые люди, хорошо образованные, имеющие потребность в индивидуалистическом стиле жизни западного образца. Родом они из традиционного мира, но космополитически связаны друг с другом сетями Интернета. То, что по указанию Эрдогана в Турции арестовывают тех, кто выкладывает в "Твиттере" тексты и фото, показывает, как жестко сталкивается старая потребность в контроле над страной и людьми в духе полицейского государства с новой глобальной действительностью. Интернет-полиция Китая в эти дни запретила даже те фото, где изображен человек на фоне четырех больших желтых уток. Это поп-инсталляция, расшифровывающаяся сразу: под утками скрываются танки, которые в 1989 г. на площади Небесного спокойствия давили насмерть студентов.

Теперь Эрдоган, как и Путин в России, может остановить слезоточивым газом прорыв Турции в современность. Или же пробьет себе дорогу разноцветная Турция, со своими западными ценностями и Стамбулом как "Лондоном Востока". Эта дорога ведет прямо в Европу и к вступлению в Евросоюз.