Top.Mail.Ru
архив

Динозавры сбыта

Российские торговые компании сетуют на то, что рентабельность не превышает нескольких процентов, но у американских дистрибуторов норма прибыли давно не поднимается выше 1%, и весь их бизнес держится на плаву исключительно за счет гигантских оборотов. Чтобы выжить, крупнейшим оптовикам приходится постоянно поглощать конкурентов и осваивать розничную торговлю.

Крупнейшим в США оптовиком, по данным исследовательского агентства Hoover’s, является компания Supervalu. Она работает с 4200 магазинами, снабжая их всеми необходимыми продуктами, и владеет одной из самых крупных в США сетей супермаркетов. На розницу приходится около 50% оборота компании.

Supervalu можно назвать еще и старожилом оптового рынка. Прообраз компании - фирма Newell and Harrison появилась на свет еще в 1870-х годах, после того как три оптовика - Хью Харрисон, Джордж Ньюэлл и В.Д. Уошберн договорились объединить свои фирмы. Впрочем, альянс этот просуществовал недолго. В 1874 году Ньюэлл выкупил у партнеров их доли в предприятии. Харрисон позже основал собственную оптовую фирму. Однако в 1926 году предприятия бывших компаньонов вновь объединились, создав фирму Winston & Newell, которая стала одним из самых крупных дистрибуторов продуктов питания в США. В 1954 году Winston & Newell сменила название на Supervalu (от super value - «отличная цена», «отличное предложение»), приобрела нескольких крупных дистрибуторов, а в 1958 году купила известную сеть супермаркетов Piggly Wiggly.

В 1970 - 1980-х годах Supervalu активно развивала розничный бизнес, причем торговала она не только продуктами питания. Компания приобрела сеть универмагов недорогой одежды ShopKo, а два года спустя основала собственную сеть магазинов одежды County Seat. Однако непродовольственный бизнес оказался не столь привлекательным, и в 1983 году Supervalu избавилась от County Seat, а также реализовала на бирже 54% акций ShopKo.

В 1992 году, после покупки другого крупного дистрибутора - Wetterau, компания Supervalu стала оптовиком номер один в США.

Во второй половине 1990-х началось новое наступление Supervalu на розничный рынок. Компания купила сети Sweet Life Foods (280 магазинов), Texas T Stores (30 магазинов), Louis Price Chopper (шесть мегамаркетов), Sav-U-Foods (21 дискаунтер; ранее сеть принадлежала конкуренту - оптовой компании Fleming), а также еще одного крупного дистрибутора и владельца сетевых магазинов Richfood Holdings.

Не забывала Supervalu и про свое первоначальное призвание - оптовую торговлю. В 1999 году компания подписала соглашение о поставках товаров в 1350 магазинов сети Kmart (правда, через два года этот лакомый кусочек выхватила у Supervalu компания Fleming).

Конкуренция с сетями Wal-Mart и Costco заставила акционеров Supervalu в 2002 году потуже затянуть пояса: обороты компании упали на 10%, на 20% был сокращен бюджет, уволено 7% персонала. Чтобы сохранить свои позиции на рынке, Supervalu старается предложить клиентам максимальное количество услуг - от создания private labels до разработки дизайна торговых залов и обучения персонала.

Доктор Флеминг

Самый опасный конкурент Supervalu и дистрибутор номер два в США - торговая фирма Fleming. Она была основана в 1915 году и развивалась по стандартному пути, скупая дистрибуторов и розничные сети. В 1988-м, после покупки дистрибуторской сети Malone & Hyde, Fleming даже стала крупнейшей оптовой компанией США, обогнав Supervalu.

Неприятности у Fleming начались в 1990-м, когда розничная сеть Alberston лишила компанию контракта и решила самостоятельно обеспечивать свои магазины продуктами. В 1993 году стало очевидно, что торговые точки Fleming не в состоянии конкурировать с гипермаркетами, и компания начала масштабную реструктуризацию.

Она купила за $1,1 млрд компанию Scrivner (в то время третий по объему продаж в США оптовый торговец продуктами питания, владевший сетью из 3000 магазинов). Однако и эта стратегия не принесла результатов. Обороты Fleming продолжали падать, появились убытки.

Стремясь исправить положение, акционеры решили сменить руководство компании и назначили в 1998 году на пост генерального директора и председателя совета директоров Марка Хансена, ранее работавшего в одном из подразделений Wal-Mart. Новый руководитель вскоре объявил о пятилетней программе стоимостью $781 млн, призванной сократить издержки. В ходе реализации этой программы Fleming должна была закрыть семь распределительных центров, а также избавиться от наименее прибыльных магазинов.

В 1999 году удача вроде бы улыбнулась компании: она смогла отбить у своего более крупного конкурента контракт стоимостью $4,5 млрд на поставку товаров в сеть Kmart. В 2000 году контракт был продлен, поставки в эту сеть давали 20% от всего оборота Fleming. Но счастье было недолгим: в 2001 году Kmart обанкротилась.

За последние несколько лет Fleming продала или закрыла 238 супермаркетов, торгующих товарами первой необходимости. Чтобы рассчитаться с долгами, компания намерена полностью отказаться от розничной торговли, продать принадлежащие ей магазины и сосредоточиться на оптовых поставках. Несмотря на то что компания закрыла 12 дистрибуторских подразделений, она все еще занимает второе место на американском рынке, поставляя товары в 11 500 розничных точек.

Торговля без примесей

Любопытно, что в отличие от российских оптовиков американские дистрибуторы редко открывают производство. Максимум, что они могут себе позволить, - это создание собственных торговых марок (private label). Та же Supervalu предлагает своим клиентам целый набор private labels - в любой ценовой категории и для любых видов продуктов.

В этой связи интересен пример крупной дистрибуторской компании Finch, которая еще в 1916 году организовала компанию по фасовке фруктов и овощей Nash DeCamp, а также инвестировала в ряд других производств. Однако в начале 2000-х, когда практически все американские дистрибуторы столкнулись с падением оборотов и снижением рентабельности, Finch первым делом избавилась от производственных активов. Компания продала Nash DeCamp, а вместе с нею и приобретенные ранее молочные комбинаты.

Однажды в Америке

Крупнейшие дистрибуторы США по итогам 2001 года

компания

объем продаж, $ млрд

кол-во магазинов

рентабельность*, %

количество сотрудников

Supervalu

23,2

454

0,35

62 100

Fleming

15,6

90

0,15

23 000

Nash Finch

4,1

110

0,52

12 700

Spartan Stores

3,5

100

0,67

13 000

Roundy's

3,4

100

0,75

13 500

*отношение чистой прибыли к объему продаж

Источник: Hoover's

Еще по теме