Динозавры сбыта
Российские торговые компании сетуют на то, что рентабельность не превышает нескольких процентов, но у американских дистрибуторов норма прибыли давно не поднимается выше 1%, и весь их бизнес держится на плаву исключительно за счет гигантских оборотов. Чтобы выжить, крупнейшим оптовикам приходится постоянно поглощать конкурентов и осваивать розничную торговлю.
Крупнейшим в США оптовиком, по данным исследовательского агентства Hoover’s, является компания Supervalu. Она работает с 4200 магазинами, снабжая их всеми необходимыми продуктами, и владеет одной из самых крупных в США сетей супермаркетов. На розницу приходится около 50% оборота компании.
Supervalu можно назвать еще и старожилом оптового рынка. Прообраз компании - фирма Newell and Harrison появилась на свет еще в 1870-х годах, после того как три оптовика - Хью Харрисон, Джордж Ньюэлл и В.Д. Уошберн договорились объединить свои фирмы. Впрочем, альянс этот просуществовал недолго. В 1874 году Ньюэлл выкупил у партнеров их доли в предприятии. Харрисон позже основал собственную оптовую фирму. Однако в 1926 году предприятия бывших компаньонов вновь объединились, создав фирму Winston & Newell, которая стала одним из самых крупных дистрибуторов продуктов питания в США. В 1954 году Winston & Newell сменила название на Supervalu (от super value - «отличная цена», «отличное предложение»), приобрела нескольких крупных дистрибуторов, а в 1958 году купила известную сеть супермаркетов Piggly Wiggly.
В 1970 - 1980-х годах Supervalu активно развивала розничный бизнес, причем торговала она не только продуктами питания. Компания приобрела сеть универмагов недорогой одежды ShopKo, а два года спустя основала собственную сеть магазинов одежды County Seat. Однако непродовольственный бизнес оказался не столь привлекательным, и в 1983 году Supervalu избавилась от County Seat, а также реализовала на бирже 54% акций ShopKo.
В 1992 году, после покупки другого крупного дистрибутора - Wetterau, компания Supervalu стала оптовиком номер один в США.
Во второй половине 1990-х началось новое наступление Supervalu на розничный рынок. Компания купила сети Sweet Life Foods (280 магазинов), Texas T Stores (30 магазинов), Louis Price Chopper (шесть мегамаркетов), Sav-U-Foods (21 дискаунтер; ранее сеть принадлежала конкуренту - оптовой компании Fleming), а также еще одного крупного дистрибутора и владельца сетевых магазинов Richfood Holdings.
Не забывала Supervalu и про свое первоначальное призвание - оптовую торговлю. В 1999 году компания подписала соглашение о поставках товаров в 1350 магазинов сети Kmart (правда, через два года этот лакомый кусочек выхватила у Supervalu компания Fleming).
Конкуренция с сетями Wal-Mart и Costco заставила акционеров Supervalu в 2002 году потуже затянуть пояса: обороты компании упали на 10%, на 20% был сокращен бюджет, уволено 7% персонала. Чтобы сохранить свои позиции на рынке, Supervalu старается предложить клиентам максимальное количество услуг - от создания private labels до разработки дизайна торговых залов и обучения персонала.
Доктор Флеминг
Самый опасный конкурент Supervalu и дистрибутор номер два в США - торговая фирма Fleming. Она была основана в 1915 году и развивалась по стандартному пути, скупая дистрибуторов и розничные сети. В 1988-м, после покупки дистрибуторской сети Malone & Hyde, Fleming даже стала крупнейшей оптовой компанией США, обогнав Supervalu.
Неприятности у Fleming начались в 1990-м, когда розничная сеть Alberston лишила компанию контракта и решила самостоятельно обеспечивать свои магазины продуктами. В 1993 году стало очевидно, что торговые точки Fleming не в состоянии конкурировать с гипермаркетами, и компания начала масштабную реструктуризацию.
Она купила за $1,1 млрд компанию Scrivner (в то время третий по объему продаж в США оптовый торговец продуктами питания, владевший сетью из 3000 магазинов). Однако и эта стратегия не принесла результатов. Обороты Fleming продолжали падать, появились убытки.
Стремясь исправить положение, акционеры решили сменить руководство компании и назначили в 1998 году на пост генерального директора и председателя совета директоров Марка Хансена, ранее работавшего в одном из подразделений Wal-Mart. Новый руководитель вскоре объявил о пятилетней программе стоимостью $781 млн, призванной сократить издержки. В ходе реализации этой программы Fleming должна была закрыть семь распределительных центров, а также избавиться от наименее прибыльных магазинов.
В 1999 году удача вроде бы улыбнулась компании: она смогла отбить у своего более крупного конкурента контракт стоимостью $4,5 млрд на поставку товаров в сеть Kmart. В 2000 году контракт был продлен, поставки в эту сеть давали 20% от всего оборота Fleming. Но счастье было недолгим: в 2001 году Kmart обанкротилась.
За последние несколько лет Fleming продала или закрыла 238 супермаркетов, торгующих товарами первой необходимости. Чтобы рассчитаться с долгами, компания намерена полностью отказаться от розничной торговли, продать принадлежащие ей магазины и сосредоточиться на оптовых поставках. Несмотря на то что компания закрыла 12 дистрибуторских подразделений, она все еще занимает второе место на американском рынке, поставляя товары в 11 500 розничных точек.
Торговля без примесей
Любопытно, что в отличие от российских оптовиков американские дистрибуторы редко открывают производство. Максимум, что они могут себе позволить, - это создание собственных торговых марок (private label). Та же Supervalu предлагает своим клиентам целый набор private labels - в любой ценовой категории и для любых видов продуктов.
В этой связи интересен пример крупной дистрибуторской компании Finch, которая еще в 1916 году организовала компанию по фасовке фруктов и овощей Nash DeCamp, а также инвестировала в ряд других производств. Однако в начале 2000-х, когда практически все американские дистрибуторы столкнулись с падением оборотов и снижением рентабельности, Finch первым делом избавилась от производственных активов. Компания продала Nash DeCamp, а вместе с нею и приобретенные ранее молочные комбинаты.
Однажды в Америке
Крупнейшие дистрибуторы США по итогам 2001 года
компания | объем продаж, $ млрд | кол-во магазинов | рентабельность*, % | количество сотрудников |
Supervalu | 23,2 | 454 | 0,35 | 62 100 |
Fleming | 15,6 | 90 | 0,15 | 23 000 |
Nash Finch | 4,1 | 110 | 0,52 | 12 700 |
Spartan Stores | 3,5 | 100 | 0,67 | 13 000 |
Roundy's | 3,4 | 100 | 0,75 | 13 500 |
*отношение чистой прибыли к объему продаж
Источник: Hoover's
Еще по теме









