Top.Mail.Ru
архив

Диплом для внутреннего пользования

Несколько сот слушателей московских бизнес-школ, оканчивающих обучение в этом году, оказываются совсем в другой ситуации, нежели их предшественники. Рынок труда в среднем бизнесе после кризиса уже не так хорош для обладателей дипломов МВА московского образца.

Диплом стал дороже

Долларовая цена обучения в московских бизнес-школах в этом году осталась прежней - от $5000 до $10 000 за весь курс. То есть в переводе на рубли стоимость диплома МВА российского образца выросла по сравнению с прошлым годом в четыре раза. Многие студенты бизнес-школ уверены, что сейчас именно они являются желанными сотрудниками для ведущих компаний. Однако положение выпускников этого года показывает, что не все так просто.

Учредители двух десятков столичных бизнес-школ утверждают, что стоимость обучения нет смысла снижать, потому что программы МВА по-прежнему пользуются большим споросом. «Мы не собираемся ни сокращаться, ни закрываться», - говорит Брюс Макнаб, директор московской программы Хейвардской школы бизнеса и экономики. Руководители других бизнес-школ тоже заявляют нечто подобное.

Что получает выпускник, потративший за год-два учебы несколько тысяч долларов? Еще год назад специалист с дипломом бизнес-школы мог рассчитывать на особое внимание работодателей. Сейчас работодатели в целом стали скептичнее и скупее. Распространяется ли этот кадровый скептицизм на обладателей МВА?

Первый выпуск 1999 года прошел в начале апреля в московском Институте бизнеса и экономики (ИБЭ), связанном с Калифорнийским государственным университетом. В жизнь отправились 72 выпускника. На примере этой школы, которая считается далеко не худшей среди московских, можно говорить о перспективах всех выпускников 1999 года в целом.

Их шансы

Юрий Курилин с марта руководит московским офисом американской топливной компании Amoco. До этого назначения он работал в компании менеджером по логистике. Карьерное повышение произошло незадолго до того, как он получил диплом ИБЕ. Большие кадровые перемены прошли на Amoco после того, как компания была куплена концерном British Petroleum. «На треть мои успехи зависят от того, что я получал такое образование, - считает Юрий Курилин. - Если бы я не был без пяти минут обладателем МВА, меня бы просто уволили во время сокращения кадров».

Улучшить свои карьерные позиции сумел однокурсник Юрия Курилина Юрий Моисеенко. До недавнего времени он работал заместителем управляющего Первого инвестиционного фонда. «Мне часто приходилось иметь дело с сотрудниками Российского банка проектного финансирования, - рассказывает Юрий. - Они знали, что я оканчиваю бизнес-школу и ищу новое место работы. Когда в банке появилась вакансия кредитного эксперта, они пригласили меня».

Другая выпускница ИБЭ и специалист по рынку ценных бумаг - Элеонора Елисеева пока не нашла желаемой работы. Элеонора возглавляет инвестиционную компанию «СД-брокер», но после краха на фондовом рынке хотела бы найти другую работу. Пока стоящих предложений выпускница не получила. Владимир Фомин, консультант кадрового агентства People you need, также не добился никаких карьерных изменений за время учебы и после выпуска. «Обладатели МВА в России еще не доказали явного преимущества своего образования», - считает Владимир.

Действительно, в среде работодателей пока не установилось однозначного мнения о выпускниках московских бизнес-школ. С одной стороны, «степень МВА» - звучит красиво. С другой стороны, если компания ищет сотрудника, его опыт работы для большинства руководителей куда важнее, чем диплом московской бизнес-школы. Хотя есть и обратные примеры.

«Мы набираем несколько выпускников на позиции специалистов в отделы маркетинга и продаж, - рассказывает Владимир Аксенов, директор отдела корпоративных отношений компании BAT. - У тех, кто имеет диплом МВА, шансов больше в геометрической прогрессии по сравнению с окончившими обычные вузы. Выпускники бизнес-школ быстрее адаптируются в сложных условиях и лучше ориентируются на рынке».

«Все чаще мы слышим от клиентов: «Хотим, чтобы у кандидата был диплом МВА или что-то в этом роде». - говорит Артур Авдеенко, руководитель отдела кадрового агентства «Амлуа». - Дипломом МВА они называют полученный на Западе, а «чем-то в этом роде» - в российской бизнес-школе». Справедливости ради скажем, что такие работодатели сейчас в явном меньшинстве. «МВА не дает преимуществ для поступления в штат нашей компании», - говорит Елена Чеховская, менеджер по набору и обучению персонала московского офиса Procter&Gamble.

«Диплом МВА не имеет определяющего значения для нас при принятии человека на работу», - подтверждает Марина Степанова, начальник отдела рекламы российского представительства Canon. «Приглашений на работу для наших студентов до кризиса было больше, чем сейчас», - признает Валерий Исаев, руководитель магистратуры ИБЭ.

«Мой друг получил недавно диплом МВА, но не имеет большого стажа, - рассказывает Александр Никифоров, директор кадровой компании «Триза Exclusive». - Работу он так и не нашел». «Несколько примеров, когда заказчикам нужен был кандидат с дипломом МВА, не есть доказательство необходимости получать такой диплом, - считает Лариса Стребкова, консультант кадрового агентства «Империя кадров». - Тем более что это было не требование, а пожелание».

Ценность для своих

Совсем другое дело, что наличие диплома может улучшить позиции сотрудника в компании, в которой он уже работает.

Собственно, именно это произошло в рассказанной выше истории Юрия Курилина из Amoco. Да и Юрий Моисеенко перешел из Первого инвестиционного фонда не «на сторону», а в банк, с которым имел весьма близкие партнерские отношения.

Можно продолжить ряд подобных примеров с выпускниками ИБЭ. Валерий Крылов сейчас возглавляет московское представительство американской телекоммуникационной компании Internet Security, где два года назад начинал рядовым сотрудником. Повышение по службе произошло после встречи сотрудников компании с руководством. Каждому участнику собрания предложили кратко рассказать о себе. Валерий упомянул, что учится на втором курсе бизнес-школы. «Мои слова были положительно восприняты президентом, - вспоминает Валерий Крылов. - Вскоре у нас произошла реорганизация. Кое-кого уволили, а меня повысили. Я уверен, что информация об образовании при этих перестановках имела большое значение».

Илья Иванов недавно был переведен с должности планинг-менеджера на позицию начальника отдела маркетинг-планинга в московском офисе Procter&Gamble. «Я связываю это напрямую не с получением диплома, - говорит Илья, - а с тем, что я использовал в работе знания, которые получал в бизнес-школе. До этого я тратил много времени впустую, пытаясь разобраться в каких-то процессах на рынке».

Таким образом, практика показывает, что деньги, затраченные на учебу в одной из московских бизнес-школ, после кризиса вряд ли могут принести большую пользу при поиске новой работы. Зато в глазах старого начальника новые знания - несомненный плюс, который может материализоваться в более высокую позицию и зарплату.

Еще по теме