Дипломатическая геометрия
В НЕДАВНЕМ прошлом представить себе такой треугольник было невозможно. А сейчас благодаря Джорджу Бушу этот треугольник переходит из разряда геометрии в политическую реальность. Визит председателя Всекитайского собрания народных представителей Ли Пена в Дели не оставляет никаких сомнений в том, что после подписания союзнического договора с Россией Китай решил отбросить все колебания в отношении Индии. Странная судьба бывает у великих стратегических союзов.
Когда советский президент Михаил Горбачев в далеком 1988 году выдвинул идею великого азиатского союза (речь шла о том же треугольнике – СССР, Китай, Индия), то многие восприняли это как чисто театральный жест. Советский Союз, казалось, был еще очень, даже слишком силен; Китай был еще очень слаб – и не только в общеэкономическом плане, но и в области передовых промышленных технологий; Индия не могла похвастаться ничем другим, кроме гигантской численности населения. Вдобавок ко всему, Китай и Индия имели выдвигали территориальные претензии друг к другу, а Китай и Россия политически и стратегически поддерживали соответственно Пакистан и Индию, которые давно враждуют между собой.
Разве мог Дэн Сяопин пойти на союз с Горбачевым и во второй раз в истории XX века поставить еще слабый Китай в подчиненное положение перед Советским Союзом, в то время еще супердержавой? Но вот двенадцать лет спустя в радикально изменившейся ситуации идея союза воспринимается совершенно по-другому. Китай с экономической точки зрения мировая держава. Его ВВП несравненно больше, чем у России. Китай – ядерная держава, хотя еще и не обладает стратегической военной мощью. Российские технологии, особенно военно-промышленного комплекса, представляют для него огромный интерес и теперь гораздо доступнее, чем прежде. С другой стороны, китайские капиталы открывают новые перспективы перед Россией, которая все больше отдаляется от Америки. Сильно ослабленная Россия, обладающая тем не менее стратегической военной мощью, становится идеальным партнером для Китая.
Индия также является ядерной державой. Индийская ракета «Агни» пока обладает способностью поражать цель только в радиусе 2250 километров, но это гораздо больше беспокоит Соединенные Штаты Америки (которые этой ракетой не достать), чем Китай (который находится в пределах действия этой ракеты). Китай чувствует себя настолько безопасно, что Ли Пен прибывает в Индию с оливковой ветвью мира, в то время как Вашингтон и не думает отменять санкции против Дели, введенные после проведения в Индии пяти ядерных взрывов в 1998 году.
Сегодня Джордж Буш, Кондолиза Райс и Дональд Рамсфелд в один голос, не оставляя никаких сомнений в их намерениях, говорят о необходимости развертывания национальной противоракетной обороны США. Совсем недавно комиссия министерства обороны США во главе с самим министром Рамсфелдом пришла к выводу, что Россия, Китай и Индия (вместе с крошечной КНДР) являются «потенциально опасными», а их «растущие арсеналы оружия массового поражения и ракет оказывают непосредственное влияние на американскую политику и могут оказать серьезное противодействие США в осуществлении стабилизирующей роли в Азии».
Лучше нельзя было и придумать. После таких слов логично предположить, что три азиатские державы спешно начнут искать сближения друг с другом. Но если бы это были только слова! Буквально несколько дней назад Центр по ведению «звездных войн» – одна из новых структур Пентагона – пригласил журналистов на базу ВВС в Шривере (штат Колорадо), чтобы те поприсутствовали на первых «военных играх» нового века. Пентагон попытался смоделировать конфликт в 2017 году по сценарию, который предусматривает нарастание напряженности в отношениях между США и Китаем.
Таким образом, становится совершенно ясно, что американская ПРО, которую преподносят всему миру как превентивное средство против «стран-изгоев», на самом деле нечто другое. Она задумана совершенно для других целей. Она, к примеру, рассчитана на то, чтобы увеличить технологический отрыв США от Европы, поскольку даже европейские страны не в состоянии позволить себе вкладывать в создание американской ПРО столько, сколько требуют от них Соединенные Штаты.
Пекин, Москва и Дели поняли, в каком направлении будут развиваться дальнейшие события. Они вполне реалистично оценили ситуацию и готовятся к противодействию всеми имеющимися у них средствами. Кажется, только Европа продолжает надеяться – или притворяется, что надеется, – что Вашингтон можно будет убедить не двигаться в этом направлении. Разочарование в этих надеждах не заставит себя долго ждать.