Дипломатия экскаваторов

Глава администрации Краснодарского края Алексей Ткачев в прошлый четверг приостановил работы по возведению дамбы, которая должна была соединить Тамань с украинским островом Коса Тузла. К этому моменту российских строителей от буев, которыми Украина обозначает границы своих территориальных вод, отделяли менее 150 метров. При средних темпах строительства 170 метров сооружений в день их можно было бы пройти за несколько часов. По мнению киевских политиков, столько же оставалось до открытого вооруженного противостояния России и Украины. В Киеве строительство было воспринято как покушение на государственный суверенитет: на остров были переброшены пограничные части, над проливом украинские ВВС провели показательные учения, началось строительство инженерных контрсооружений.

Апогей конфликта пришелся на 22 октября, когда украинские пограничные катера взяли на абордаж российский буксир, а оппозиционные фракции Верховной Рады потребовали от премьера Виктора Януковича принять президентские полномочия и отправить в отставку Леонида Кучму, занявшего пассивно-соглашательскую позицию в конфликте с Россией.

«Страсти вокруг керченской дамбы – результат работы пропагандистской машины Руха и других украинских националистических движений», – считает депутат Госдумы РФ председатель парламентской ассамблеи «Черноморский культурный альянс» Сергей Широков.

Строительство дамбы в проливе началось 29 сентября 2003 года по инициативе администрации Краснодарского края. Его цель, по официальной версии, – уберечь побережье от паводков и остановить размывание берегов Таманского полуострова. Однако ситуация в акватории пролива затрагивает и экономические интересы России. Со времени распада СССР российские и украинские власти не могут договориться о том, как будет проходить граница между странами. Украина считает своей собственностью так называемую Керчь-Еникейскую лоцию – часть Керченского пролива севернее Тузлы. Только через нее корабли с большой осадкой могут попасть из Черного моря в Азовское. Ежегодно Украина получала от $10 млн до $16 млн от иностранных государств в качестве лоцманских премий и платы за пользование территориальными водами.

Кроме того, возведение дамбы может быть связано с другим масштабным строительством на Таманском полуострове, которое было завершено в середине лета 2003 года. Корпорация «Тольяттиазот» построила в Тамани перевалочный терминал, через который планируется ежегодно экспортировать 2,2 млн тонн сжиженного аммиака и 2 млн тонн углеводородов. Тольяттинский аммиак загружается в танкеры по трубоэстакаде протяженностью более 2 км. Местные экологи считают, что такая технология грозит экологической катастрофой. Углубление южной части пролива позволило бы компании «Тольяттиазот» построить нормальный глубоководный порт и лишить местную оппозицию поводов для критики.

Но есть и еще одна скрытая причина противоречий между соседями. По данным украинского правительства поблизости от Тузлы на морском дне находится около 120 средних по величине нефтегазовых месторождений. Это разведанные месторождения, а реальные запасы углеводородов могут быть значительно больше. Соответственно, от того, как разделять Азовское море и Керченский пролив, зависит принадлежность месторождекний. По данным «Ко», активный интерес к шельфу проявляет Лукойл, для которого разработка месторождений может быть весьма выгодна из-за удобного расположения углеводородных запасов (в относительной близости потребители и крупные нефтеперерабатывающие мощности, а также нефтеналивной новороссийский порт). Лукойл, кстати, уже демонстрировал свои немалые внешнеполитические возможности в процессе разработки каспийского нефтяного шельфа. Похоже, у компании может появиться шанс снова использовать свои лоббистские наработки.