Директор по найму
Екатерина Горохова в октябре заняла пост генерального директора шведского подразделения крупного кадрового агентства Kelly Services. Основной причиной быстрого роста россиянки кажется ее способность оказаться в нужное время в нужном месте. Однако даже этим преимуществом надо было еще суметь воспользоваться.
На свое первое собеседование в компанию Unilever в 1992 году Екатерина Горохова надела узкую черную юбку, перешитую за ночь из старой бабушкиной. В результате она стала самым молодым специалистом на должности key account manager (менеджер по работе с ключевыми клиентами) питерского отделения компании.
За семь лет работы в Unilever Екатерина Горохова дошла почти до самого верха карьерной лестницы – из компании она уходила с позиции business unit manager (региональный директор по продажам) и в ее ведении находилась треть России.
Сегодня Екатерина Горохова знает тонкости подбора персонала лучше многих. Под ее руководством санкт-петербургское подразделение Kelly Services не раз выполняло проекты, от которых из-за их сложности отказывались другие рекрутеры. «Для меня карьера – это прежде всего возможность что-то доказать самой себе», – говорит Екатерина.
Большая стирка
После окончания физико-математической школы в 1984 году Екатерина Горохова поступила в Политехнический институт. «Тогда я была уверена, что техническое образование позволяет сделать более успешную карьеру, чем гуманитарное», – вспоминает она.
После окончания университета в 1990 году она получила распределение в один из НИИ при Академии наук. Однако мысли о научной карьере довольно скоро отодвинулись на второй план. В 1991 году университетские друзья пригласили Екатерину в созданную ими частную туристическую компанию. В должности менеджера Горохова организовывала приезд и размещение по семьям американских туристов в рамках программы культурного обмена.
В 1992 году между менеджером и ее работодателями начались разногласия по поводу оплаты труда, и Екатерина решила уйти. Правило «не делать бизнес с друзьями» стало первым, которое она вывела из собственных карьерных ошибок.
О том, что Unilever набирает штат для представительства в Санкт-Петербурге, Екатерина узнала случайно. На восемь вакансий претендовали 2000 человек, но она решила попробовать. После удачного первого интервью выяснилось, что все позиции мерчандайзера, на которые рассчитывала Екатерина, уже закрыты. Гороховой предложили пройти интервью на позицию key account manager.
«Я всю ночь ломала голову, просчитывала, какие могут быть вопросы и как на них отвечать, чтобы меня взяли, – вспоминает Екатерина. – И, видимо, я настолько хорошо подготовилась, что контракт мне предложили сразу же».
Новых сотрудников Unilever для начала отправили в разные города – чтобы «попрактиковаться» перед Санкт-Петербургом. Екатерине Гороховой достался Череповец. После возвращения в Питер ей поручили крупнейшие городские универмаги – «Гостиный двор», «Пассаж», Дом ленинградской торговли. «Сначала клиентам приходилось очень долго объяснять, почему «ОМО» стоит в 15 раз дороже отечественных порошков», – вспоминает Горохова.
Через год работы ее отправили на восьмимесячную стажировку в подразделение компании в Венгрии. После возвращения Гороховой предложили занять позицию area manager и разрешили нанять собственный штат торговых представителей. А еще через год передвинули на должность главы отдела продаж. «Мне очень хотелось попробовать себя в качестве руководителя, – признается Горохова. – Когда ты молод и амбициозен, на каком-то этапе возникает желание стать начальником, построить свою команду».
Но амбиции Екатерины Гороховой распространялись еще дальше – она стремилась стать директором по продажам в России. Но ей предложили лишь пост регионального директора по продажам. Компания не была готова (и до сих пор не решается) видеть на месте директора по продажам российского менеджера.
Сюрприз от Kelly
Шел 1999 год, и Unilever, как все иностранные компании, работавшие в России, пыталась преодолеть последствия кризиса. Объемы продаж падали, шло масштабное сокращение персонала. «Я поняла, что надо что-то менять, – говорит Екатерина. – Мне не хотелось стоять на одном месте, а перспективы роста в Unilever были неочевидны».
Решив осмотреться, Екатерина Горохова обратилась в компанию Kelly Services, которая была партнером Unilever по найму персонала.
«На рынке не было большого количества вакансий моего уровня, однако когда в Kelly узнали, что я ищу работу, то проявили серьезный интерес», – рассказывает Екатерина. С ней захотел встретиться директор санкт-петербургского отделения компании американец Мэтью Игел.
Екатерина была готова к тому, что ей, возможно, придется сменить отрасль, однако предложение Мэтью Игела занять его место оказалось для нее слишком неожиданным. Это было предложение, от которого было трудно отказаться.
«Мы искали менеджера с опытом работы в продажах, который смог бы расширить нашу клиентскую базу, – говорит Мэтью Игел. – Катя пришла к нам с шестилетним опытом работы в области продаж и управления людьми в Unilever, компании, которая «выращивает» отличных менеджеров, способных принимать стратегические решения».
Как говорит Екатерина Горохова, переход из FMCG в сферу услуг не был для нее болезненным. «В Unilever я прошла хорошую школу менеджмента. В принципе не важно, чем ты занимаешься, важно, какие методы используешь для достижения цели. Хотя многие российские компании не привыкли иметь своего рекрутера, не понимают, за что ему платить деньги и почему это выгоднее, чем устроить родственника».
Оценив обстановку, Екатерина Горохова решила сосредоточиться на поиске временного персонала для иностранных компаний. Два года усилий в этом направлении принесли результат, который Екатерина считает своим основным достижением. За это время питерское представительство Kelly подобрало около 1000 временных сотрудников. «Мне нравится, что в Kelly есть некий замкнутый цикл, – говорит Екатерина. – Здесь я отвечаю за прибыль, которую должна принести компании, и для этого мне нужно заниматься продажами, финансами, маркетингом, PR, то есть всем сразу».
Из России – в варяги
Возглавив санкт-петербургский офис Kelly Services, Екатерина оказалась в нужное время в нужном месте. Агентство получило и выполнило большой заказ на срочный подбор персонала для российского предприятия Ford.
Во второй раз команда Гороховой отличилась в прошлом году. Подразделение взялось выполнить заказ, от которого другие рекрутинговые агентства просто отказались, посчитав его нереальным. За пять дней Kelly должна была нанять для табачной компании JTI 1600 временных рабочих. «Аналога этому проекту нет ни в России, ни за рубежом», – утверждает Мэтью Игел.
Так что, когда летом этого года освободилось место директора шведского отделения Kelly Services, во внутреннем списке претендентов на эту вакансию Горохова оказалась на первом месте.
Екатерина не первый российский сотрудник Kelly Services, которого компания отправляет работать за рубеж. «Наверное, я недостаточно креативна, – улыбается Екатерина. – Когда после Unilever мне предлагают Kelly, а вместо России – Швецию, для меня это оказывается как-то неожиданно».
В этот раз решение принять очередное лестное предложение Kelly Services далось Екатерине непросто: «проблема выбора – остаться с семьей или сделать такой серьезный шаг в карьере – для женщины всегда оказывается особенно сложной». В Санкт-Петербурге у Гороховой остались муж и четырехлетняя дочка.
Однако упускать шанс, который больше может и не повториться – поступок совсем не в стиле Гороховой. «Для меня важно, что компания оказывает мне такое доверие и дает возможность попробовать свои силы в другой стране с абсолютно новыми правилами игры», – говорит Екатерина.
Оставаться в Швеции «насовсем» Екатерина Горохова, конечно, не планирует. Тем более что и в России у нее есть варианты для реализации своих амбиций.
«Роль гендиректора компании остается для меня привлекательной, – говорит Екатерина. – Будет ли эта компания большой или маленькой – в конечном счете не так уж и важно».