Директорский корпус Кремля

У высокопоставленных сотрудников президентской администрации появилась общественная нагрузка. Все чаще и чаще кремлевские чиновники оказываются во главе советов директоров крупнейших отечественных компаний.

Начало этой традиции было положено еще прежним руководителем президентской администрации Александром Волошиным, пять лет назад возглавившим совет директоров РАО «ЕЭС России». С назначением Владимира Путина в стране и в Кремле многое изменилось. Но пришедшие вместе с новым президентом питерские юристы, самбисты и чекисты оказались не прочь воспользоваться ноу-хау своих «семейных» предшественников.

Уже в июне 2000-го Дмитрий Медведев (тогда заместитель, а ныне руководитель президентской администрации) возглавил совет директоров «Газпрома». А спустя два года помощник президента Виктор Иванов занял аналогичный пост во вновь созданном концерне «Алмаз-Антей».

Однако настоящий десант «кремлевских директоров» начался в этом году. Два заместителя руководителя президентской администрации, Игорь Сечин и Владислав Сурков, возглавили советы директоров соответственно «Роснефти» и «Транснефтепродукта». Помощник президента по международным делам Сергей Приходько занял пост главы совета директоров в ОАО «ТВЭЛ». Его коллегам Игорю Шувалову и упоминавшемуся выше Виктору Иванову прочат председательские кресла в «Совкомфлоте» и «Аэрофлоте».

Поводом для обострения деловой активности Кремля стала административная реформа. Раньше интересы государства в советах директоров многих принадлежащих ему компаний отстаивали руководители «профильных» министерств. Но теперь ни Минатома, ни Минтопэнерго не существует. Из «узкоотраслевых» ведомств осталось лишь Минсвязи, чей глава Леонид Рейман по-прежнему руководит советом директоров «Связьинвеста». Но это скорее исключение, подтверждающее правило. Среди коллег Реймана по Белому дому только вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин и министр экономразвития Герман Греф принимают участие в управлении «хозяйствующими субъектами» – вроде РЖД, АЛРОСА, Внешторгбанка или АИЖК. А кому в сложившейся ситуации доверить судьбу системообразующих корпораций, если не Кремлю? Не олигархам же их отдавать «за ненадобностью».

Впрочем, стремление президентской администрации сосредоточить в своих руках не только всю политическую, но и экономическую власть может сыграть с нею злую шутку. Как показал недавний конфликт, разгоревшийся между «Газпромом» и «Роснефтью» из-за параметров грядущего слияния, кремлевские кураторы (в данном случае Дмитрий Медведев и Игорь Сечин) далеко не всегда оказываются в состоянии отделить государственные интересы от корпоративных. Весьма примечателен и недавний демарш Шувалова, выступившего против ожидаемой «Роснефтью» продажи «Юганскнефтегаза». Иными словами, делегируя своих помощников и советников в советы директоров крупнейших госкомпаний, Владимир Путин рискует превратить собственную администрацию в клуб лоббистов.

Наверное, на фоне назначения президентских друзей во все значимые ведомства, вплоть до службы судебных приставов, привнесение некоторого конфликта интересов в кремлевские коридоры может показаться кому-то и оправданным. Но, как уже подмечено классиками, плюрализм в одной голове – это шизофрения.