Диск, расколовший мир
Технология DVD позволяет добиваться на домашнем телеэкране качества изображения, свойственного хорошему кинотеатру, и расширяет возможности обычного компьютера. Рождение стандарта происходило долго и мучительно, а его продвижение на рынок – медленнее, чем прогнозировалось. Разработчики формата вложили много сил в борьбу друг с другом и теперь немало от этого страдают.
История DVD началась, когда пользователей перестала удовлетворять емкость стандартного компакт-диска. Над тем, как увеличить емкость диска, задумывались многие компании. В итоге из множества кандидатов на роль международного стандарта остались две разработки. Одна из них была предложена альянсом Sony и Philips, другая представляла собой плод совместных усилий Toshiba и Time Warner. Противостояние двух стандартов завершилось принятием 8 декабря 1995 года единого формата DVD. В этот день 10 ведущих компаний – разработчиков формата DVD объединились в DVD-Consortium, который позднее переименовали в DVD-Forum. В мае 1997 года Sony и Philips попытались отколоться и пойти своим путем, придумывая собственный стандарт, однако эта затея не увенчалась успехом. Противостоять DVD-форуму они не смогли.
Кто есть Who
DVD-диск внешне практически не отличается от компакт-диска. DVD, как и его предшественник CD, хранит данные на отражающей металлической поверхности, покрытой пластиком. Диск DVD представляет собой медиа-носитель, с которого цифровая информация считывается точно так же, как с CD-ROM, т.е. лазерным лучом. Для записи видео и звука на DVD применяется технология компрессии данных, носящая имя MPEG-2 и разработанная компанией Moving Picture Experts Group (MPEG). Для разных целей используются различные форматы дисков. Существуют DVD-Video, DVD-ROM и DVD-Audio. Последний формат используется для записи звука. В быту термином DVD обычно называют DVD-Video. Этот формат используется для записи видеоинформации. Диски DVD-ROM предназначены для хранения компьютерных данных. DVD способен хранить в семь раз больше количества данных, чем CD (4,7 Гбайт против 650 Мбайт). При использовании некоторых форматов на DVD можно хранить до 17 Гбайт данных. Огромная емкость DVD-диска позволяет записывать съемку объектов под разными ракурсами и звуковые дорожки на нескольких языках. Возможности обычного видео не выдерживают никакого сравнения с возможностями DVD.
Семеро с ложкой
К концу тысячелетия рынок DVD начал расти именно такими темпами, о каких в середине 90-х тайно мечтали разработчики стандарта (см. графики). В 2000 году, по данным агентства ZDNet, в мире было продано более 18 млн DVD-проигрывателей, а в 2001-м производители планируют продать не менее 28 млн. В 2004 году объем продаж DVD-проигрывателей должен превысить 60 млн штук. Тогда же формат DVD должен победить своего аналогового соперника – бытовой видеомагнитофон. По расчетам экспертов, объем продаж DVD-проигрывателей в 2004 году будет больше, чем объем видеомагнитофонов. В 1999 году в США было продано около 4 млн DVD-плееров, причем большинство из них – в ценовой категории около $300. С тех пор цены снизились (минимальная цена DVD-проигрывателя в США составляет около $150), и проникновение технологии DVD на американский рынок пошло еще быстрее. Аналитики говорят, что DVD осваивает рынок быстрее, чем это делали в свое время компакт-диски и видеокассеты (см. график). В результате в 2000 году активизировалась борьба за денежные отчисления держателям патентов от производителей техники. Они должны составлять не менее 10% от стоимости устройства. Но так как DVD-форуму до сих пор не удалось построить организацию по лицензированию, то деньги с производителей сейчас пытаются собирать одновременно две группы патентообладателей. В одну из них входят Time Warner Toshiba, JVC, Mitsubishi, Hitachi и Matsushita (владеющая торговой маркой Panasonic), а во второй – Philips, Pioneer и Sony. Другие держатели патентов тоже имеют свои претензии. Так что на этом поприще сейчас царят неразбериха и анархия, уже приведшие к появлению на самом крупном в мире китайском рынке стандарта, очень похожего на DVD, но обходящего большинство патентов и потому гораздо более дешевого. Этот стандарт получил название Advanced Video Disk. Правда, пока оборудование на его основе не производится, но риск потери рынка для крупнейших мировых компаний вполне реален: ведь Китай уже выполнил свою угрозу, выпустив технологию Super VideoCD, созданную в пику альянсу компаний, требовавших мзду за Video-CD.
Пиратов просят отдохнуть
Емкость рынка DVD-диска могла быть еще большей, если бы не «кривая» ценовая стратегия производителей. Сегодня игроки медиа-рынка считают, что первоначальная ценовая политика компаний, выпускающих фильмы на DVD, была глубоко ошибочной. Эта политика сильно затормозила рост продаж. Производство DVD-дисков в четыре раза дешевле производства видеокассет. Тем не менее диски продавались по гораздо более высоким ценам, чем видеокассеты. В результате технология DVD поначалу была доступна только узкому кругу богатых «энтузиастов». Последствия такой ценовой политики ощущаются и сегодня.
Ныне в Москве можно купить лицензионный DVD-диск «всего» за $25 – 30, а сколь-нибудь качественный DVD-плеер – за $350 – 400. Чтобы насладиться настоящим звуком Dolby Digital, придется выложить еще не менее $1000 за колонки, усилитель и декодер звука. Конечно, в качестве «бонуса» на DVD-плеере можно слушать обычные CD, но все же цена его остается довольно высокой. В России продажи DVD-плееров растут со скоростью не более 10% в год.
Основными игроками на российском рынке DVD являются компании «Тивионика», «Мост-Видео», «Твистер» и некоторые другие. Они производят русский дубляж с качеством, вполне достойным зарубежных лейблов, и стараются продвигать DVD в России, с каждым днем расширяя репертуар фильмов. Сегодня в магазинах наравне с CD продаются и DVD-диски, причем география продаж расширяется. DVD проникли и в московские сети видеопроката, но здесь эта технология пока не востребована – судя по всему, из-за высокой цены на диски. Распространение DVD в России тормозится еще двумя обстоятельствами – у DVD есть региональная блокировка и встроенная защита от копирования. Блокировка устроена следующим образом: весь мир поделен на шесть регионов, в каждом из которых должны продаваться плееры, настроенные только на воспроизведение дисков с кодом данного региона. Это существенно облегчает работу производителям и распространителям видеофильмов, но столь же сильно затрудняет жизнь рядовому потребителю и пирату. А в российских условиях именно пираты зачастую играли роль провозвестников и популяризаторов новых технологий.
Чемпионат мира по стандартам
Что же касается использования технологии DVD на компьютере, то успешному продвижению продукта мешает «лицензионный бардак», устроенный разработчиками формата. С одной стороны, практически все компьютеры, продаваемые в странах G7 (и справедливости ради заметим – приличная часть компьютеров, продаваемых в России), сегодня комплектуются устройствами чтения DVD-ROM. Существуют и перезаписываемые диски DVD, которые можно использовать как для просмотра видео, так и для хранения данных. Но сегодня существует столько форматов, претендующих на роль мирового стандарта, что иначе как хаотичной ситуацию в этой сфере не назовешь. В условиях хаоса потребитель пребывает в растерянности, и вендорам не удается проводить эффективные маркетинговые программы.