Top.Mail.Ru
архив

Дискуссии стратегического назначения

Постепенно в России складывается новая методика строительства вооруженных сил. Не так чтобы совсем новая, но, учитывая характер институтов, в которых она применяется, более чем оригинальная. Речь о том, что методы информационных технологий, основанные на привлечении СМИ для решения внутренних аппаратных задач, начинают применяться в сфере, где прежде не только технологий, но и хоть сколько-нибудь внятной информации получить было невозможно.

Пример: сильно рассердившись на командование корабля «Петр Великий» (который, напомним, не рыболовный сейнер, а ракетный флагман) или, как позже выяснялось, на родственников командования корабля, главком ВМФ Владимир Куроедов заявил, что у «Петра» есть большие проблемы, в том числе и с ядерной безопасностью. Подразумевая, что командование корабля давно заслужило громкого увольнения. Потом, очевидно, кто-то объяснил главкому, что в таких случаях первым следует выгнать именно его как главкома, у которого на флагмане немирный атом не подчиняется воинской дисциплине. Пришлось насылать на крейсер специальную комиссию для обнаружения проступков и недостатков, которые незамедлительно были представлены общественности.

Чтобы не было сомнений, вот другой пример, связанный с адмиралом Геннадием Сучковым, отстраненным от командования Северным флотом из-за затонувшей во время буксировки на утилизацию атомной подлодки. Понятно, что это должностная ответственность, а не собственный недосмотр, но речь сейчас о другом. Адмирал довел до сведения главнокомандующего и министра обороны информацию о тяжелом положении на Северном флоте, назвав виновником именно Куроедова. Все, что более или менее известно о главкоме, не дает оснований отрицать справедливость этих претензий. Но поскольку адресаты обращения занимают посты в первую очередь не военные, а политические, то совершенно естественно, что и проблема рассматривается и решается с точки зрения политической целесообразности. Претензии к Куроедову его главные начальники обсуждать отказались.

Тогда адмирал Сучков, совершенно в стиле Куроедова, дал несколько интервью, в которых помимо прочего сообщил, что Россия практически лишилась стратегической ракетной системы морского базирования «Тайфун» (опять-таки благодаря действиям главкома ВМФ).

Получается, что сначала сам Куроедов публично объявляет о том, что у России фактически нет ядерного флагмана, а потом его самого обвиняют, и тоже публично, в том, что у России теперь нет и ракетной системы наземного базирования. Так все это или не так – мы не знаем. Вполне возможно, что и так. Удивляться, во всяком случае, вряд ли кого заставишь. Не говоря уже о том, что никому до сих пор неведомо – в силу отсутствия внятной военной доктрины, – какие именно виды подразделений и вооружений сегодня надобны. И вопрос этот лучше пока не поднимать, чтобы, упаси боже, не выяснилось, что опять у нас появились вероятные противники и опять есть куда направлять курс дежурных ракет. Потому как похоже, что тема эта может скоро возникнуть.

Но то, что русские морские офицеры выясняют отношения через средства массовой информации путем публичного обсуждения состояния стратегических подразделений и ракетной техники – от такой новации в любом случае трудно прийти в восторг.

Если же допустить, что адмирал Сучков прав и искренне болеет за состояние флота, то тот единственный выбор, который ему оставили главнокомандующий и министр обороны, вызывает печаль еще большую.

Еще по теме