Top.Mail.Ru
политика

Дистанцироваться от Москвы и стать угрозой ЕС: почему Китай обвиняют в попытке «играть на две стороны»

Фото: DigitalVision / Getty Images Фото: DigitalVision / Getty Images

После начала спецоперации большинству стран мира пришлось разделиться на два лагеря и прямо или косвенно занять одну из сторон конфликта. При этом если ранее мало кто сомневался в антизападных настроениях Китая, то с начала 2023 года позиция Пекина будто бы пошатнулась. КНР необходимо поддерживать отношения с США и ЕС, чтобы восстановить экономику после отмены ковидных ограничений. Параллельно сама Европа опасается конкуренции с Китаем на газовом рынке, которая может вновь обернуться рекордными ценами на энергоресурсы. 

Китай выбирает друга

На прошлой неделе газета The Wall Street Journal сообщила, что председатель КНР Си Цзиньпин готовит визит в Москву для встречи с президентом Владимиром Путиным. Как отмечал источник издания, Китай намерен играть «более активную роль» в прекращении украинского конфликта. По мнению WSJ, визит Си Цзиньпина «даст импульс к началу многосторонних мирных переговоров», а сам китайский лидер предостережет Кремль от применения ядерного оружия.

Более того, как пишет NYT, китайский лидер думает посетить сначала Европу, а потом уже РФ, расставляя страны прибытия по приоритету и сводя к минимуму значимость поездки в Москву. Это объясняется желанием КНР наладить отношения с Западом, считает издание.

Идею дружбы с Пекином поддержал ранее и украинский президент Владимир Зеленский. По его словам, Киев хотел бы видеть Китай в качестве своего союзника. При этом политик заявил, что если Си Цзиньпин и Владимир Путин объединятся, вероятно наступление третьей мировой войны.

Чтобы не допустить этого, Пекин представил свой план по урегулированию конфликта на Украине. Он призвал все стороны остановить боевые действия, возобновить мирные переговоры и обеспечить вывоз украинского зерна. Кроме того, Пекин указал на бесполезность односторонних санкций. Всего в документе 12 пунктов.

Однако инициатива Китая не нашла поддержку на Западе. Например, ​​ госсекретарь США Энтони Блинкен обвинил Пекин в попытке «играть на две стороны». По словам политика, КНР не имеет права предлагать варианты проведения мирных переговоров между сторонами, «подливая масла в огонь». А официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Набиля Массрали возмутилась, что Китай призывает учитывать интересы безопасности России, которые, как считают в Брюсселе, не могут оправдывать действий Кремля. Тем не менее WSJ называет ставку на миротворческую деятельность попыткой Китая наладить отношения с Вашингтоном и Брюсселем.

«Западу выгодно думать, что Пекин пытается дистанцироваться от Москвы ради дружбы с Европой и восстановления своей экономики, но эта идея не отражает сути российско-китайских отношений», — отмечает в беседе с «Компанией» руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Карнеев. По его словам, хоть у Китая своя политика и интересы, и они отличаются от российских, страны все-таки придерживаются всестороннего стратегического партнерства. Таким образом, идея, что «Пекин предпочел России Запад — очередная попытка раздувать естественные противоречия», считает эксперт.

По словам Карнеева, вариант, что Си Цзиньпин поедет в Москву в последнюю очередь, возможен и «в нем нет противоречия». «Главы крупных государств зачастую за одну поездку охватывают несколько стран. Кроме того, Китай, как и все, развивает со многими сторонами торгово-экономические связи, в том числе и с Европой. Россия это понимает», — говорит востоковед. Однако он напомнил, что на данный момент порядок стран для визита лишь предположительный, нужно дождаться официального заявления китайского МИД.

Евросоюз увидел угрозу

Параллельно с желанием Запада видеть в Китае своего партнера Пекин воспринимается и как угроза на газовом рынке. Международное энергетическое агентство (МЭА) опубликовало 28 февраля доклад, согласно которому, в 2023 году Китай нарастит импорт газа минимум на 35%. Предполагается, что такая ситуация усилит конкуренцию на рынке за ограниченные запасы топлива и может привести к новому скачку цен на газ.

При этом авторы доклада не учли два момента, утверждает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин*. Во-первых, прогноз о настолько резком увеличении потребности в газе у Китая слишком поспешный, уверяет он. «Импорт энергоресурса в страну действительно растет, но сейчас не идет речи о его взлете на 35%», — считает эксперт. Во-вторых, Европа ранее уже показала, что у нее достаточно финансовых возможностей, чтобы, повышая цены, переманить к себе покупателей из азиатского региона и не остаться без газа. «Так что дефицит топлива Европе точно не грозит», — заключил Крутихин.

Некоторые риски для Европы все же присутствуют, считает старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. «В 2022 году Китай действительно сделал подарок Европе, выйдя из конкуренции за свободные объемы газа на спотовом рынке. Весь год страна сидела на карантине, сократила импорт СПГ, увеличила потребление угля», — напомнил он.

По его словам, когда Пекин снимал коронавирусные ограничения, все ожидали роста экономики большими темпами и конкуренции за СПГ. «Это уже происходит: в январе и в феврале большая часть мирового СПГ снова ушла на азиатские рынки», — подчеркнул Юшков. При этом он отметил, что пока ЕС не начал конкурировать с Азией за цену на газ. Эксперт объяснил это тем, что европейские страны сейчас чувствуют себя «довольно расслабленно, так как у них теплая зима и много топлива в хранилищах». Но постепенно им придется закупать газ для пополнения запасов, тогда начнется борьба за доступные объемы СПГ, и выиграет тот, кто даст больше денег, предупредил Юшков.


* признан в России иноагентом.