Top.Mail.Ru
архив

Дитя карнавала

История CarnivalCorporation началась с конфуза: ее единственное судно MardiGras село на мель во время первого же путешествия. Первый блин комом не испортил всю историю. Сейчас это крупнейшая в мире круизная компания, оборот которой в 2002 году превысил $4,4 млрд.

 

Будущий основатель Carnival Тед Арисон родился у моря, и вся его жизнь так или иначе была связана с мореплаванием. Тед появился на свет в 1924 году в Палестине, в еврейской семье. Его отец был судовладельцем. В 16 лет Тед поступил в Американский университет в Бейруте, где изучал инженерное дело, но учебе помешала вторая мировая война. Арисон вступил в британскую армию и воевал в Германии и Италии, дослужившись до звания старшего сержанта.

Когда вскоре после войны отец Арисона скончался, Тед возглавил семейную компанию M. Dizengoff & Co. Однако дела компании шли не слишком хорошо, поскольку неспокойный Ближний Восток в конце 1940-х был не совсем подходящим местом для развития   бизнеса. В 1948 году Арисон был вынужден вновь надеть военную форму – он принял участие в первой арабо-израильской войне, на этот раз в звании подполковника.

В начале 1950-х, разочаровавшись в семейной компании, Арисон продал отцовский бизнес конкурентам, а сам подался в наемные менеджеры. Несколько лет он управлял небольшой флотилией грузовых судов под флагами Панамы и Гондураса. Однако эта работа не принесла ему достатка, и тогда Тед решил распрощаться с морем и начать новую жизнь в США.

 

Преждевременный отдых

 

В Америке Арисон попытался освоить другую транспортную отрасль – воздушные грузоперевозки. Среди проектов, в которых он принял участие, были и довольно успешные. К примеру, одна из небольших авиакомпаний под его руководством достигла рыночной капитализации в размере $10 млн. Тем не менее, оказавшись в США, Арисон не смог создать ничего выдающегося.

В 1966 году утомившийся бизнесмен решил, что достаточно потрудился на белом свете, и решил удалиться на отдых. Сбережений должно было хватить на остаток жизни, так что он с чистой совестью вышел на пенсию и обосновался в Майами.

Вскоре, однако, оказалось, что Арисон нуждался скорее в отпуске, чем в пенсии. Отдохнув под солнышком Майами, он заскучал. Перспектива провести вторую половину жизни в праздности стала тяготить. Тед решил вернуться в бизнес.

Он связался с крупным норвежским судовладельцем Кнутом Клостером, убедил его создать совместную компанию, которая специализировалась бы на организации круизов, и предоставить в ее распоряжение недавно построенный паром Sunward. Новое предприятие, получившее название NorwegianCaribbeanLines, стало работать на круизных линиях в бассейне Карибского моря. Бизнес шел ни шатко ни валко. Партнеры делали то же, что и другие круизные компании, никакой изюминки в работе NorwegianCaribbeanLines не было. Партнерство Арисона и Клостера продлилось до начала 1970-х годов, после чего компаньоны решили вести бизнес порознь.

 

Какой конфуз!

 

Теду понравился туристический бизнес, и он решился на новый проект. Арисон убедил своего друга Мешулама Риклиса, владельца туристической компании American International Travel Services (AITS), вложить $6,5 млн в покупку старенького океанского лайнера EmpressofCanada. После переоборудования престарелая «императрица» превратилась в нарядное круизное судно MardiGras – первое и единственное в новой компании Арисона Carnival, зарегистрированной как дочернее предприятие AITS.

Дебют компании обернулся полным конфузом. В первом же, широко разрекламированном плавании, MardiGras, на борту которой находилось 300 приглашенных гостей, торжественно села на мель. Такое начало казалось предвестником столь же плохого конца. Несмотря на все усилия, Арисон никак не мог заставить Carnival приносить прибыль.

Убыточная компания была для бережливого Риклиса как бельмо на глазу. Неудивительно, что в 1974 году он с легкостью позволил Арисону выкупить Carnival за символическую сумму в $1 плюс обещание когда-нибудь выплатить немаленький долг в $5 млн.

Дальнейшее развитие событий удивило многих. После расставания с родительской компанией Carnival в первый же месяц начала приносить прибыль. А уже к концу 1975 года Арисон окончательно расплатился с кредиторами и купил второе судно – тоже ветеранского возраста, получившее название Carnivale.

 

Пенсия номер два

 

Успех Carnival стал началом революции в отрасли. Благодаря Арисону ушло в прошлое представление о круизах лишь как о путешествиях из пункта А в пункт Б. Арисон придумал тематические круизы, которые стали пользоваться огромной популярностью у американцев. Тематический круиз от Carnival способен заменить поездку в Лас-Вегас или Диснейленд, пребывание на курорте или в молодежном спортивном лагере.

Развлечения проникли на лайнеры задолго до Арисона – выступления оркестров на борту судов, пересекающих Атлантику, были обычным делом еще в XIX веке. Однако он сделал программы круизов тематическими, благодаря чему и произвел революцию в отрасли. Одни программы были посвящены поп- и рок-культуре, другие круизы включали театральные постановки, конкурсы красоты, турниры по гольфу, кулинарные курсы, оздоровительные мероприятия. Благодаря такому подходу предприниматель стал собирать в рейсы аудиторию людей, имеющих общие интересы. Это был безошибочный маркетинговый ход – люди, имеющие хобби, как правило, состоят в клубах и обществах «по интересам». Возвратившись из круизов, они делились своими впечатлениями и тем самым способствовали притоку новых клиентов на суда Арисона.

Этот метод безотказно работает уже около 30 лет. Одна из последних находок Carnival – круиз для желающих бросить курить. В его программу входят консультации со специалистами, лекции о вреде табака, сеансы психотерапии и многое другое. Круиз стал хитом последних сезонов.

А поклонникам автогонок адресован другой модный круиз, во время которого они могут лично познакомиться со звездой соревнований NASCAR Расти Уоллесом – и не просто взять у него автограф, но еще и выпить вместе с ним коктейль-другой на вечеринке.

Другая находка Арисона заключалась в том, что он сделал круизы доступными не только для богатых, но и для представителей среднего класса, а также для студентов. Такое позиционирование туристического продукта было во многом вынужденным, и объяснялось скромными возможностями Carnival на заре бизнеса. Хоть и переделанное, судно MardiGras все равно представлялось избалованной круизной публике недостаточно фешенебельным. Поэтому бизнесмен сделал ставку на более непритязательную категорию туристов и нашел в их душах неожиданно горячий отклик.

 

От отца к сыну

 

В 1979 году Тед Арисон передал пост президента старшему сыну Микки, сохранив за собой полномочия СЕО и председателя правления. Он устранился от повседневного руководства Carnival, хотя и продолжал влиять на формирование стратегии компании.

А в 1990 году Тед Арисон второй раз в своей жизни вышел на пенсию и переехал на историческую родину. Однако, как и в 1966 году в Майами, бизнесмен не смог усидеть дома и, оказавшись в Израиле, занялся политикой. Тед Арисон скончался в 1999 году в результате остановки сердца.

Перед тем как возглавить компанию, 30-летний Микки накопил опыт работы в круизном бизнесе. Свою карьеру он начал в 16 лет в NorwegianCaribbeanLines – в качестве крупье и экскурсовода. С высшим образованием не получилось: Микки проучился несколько лет в университете Майами, но бросил учебу. Его университетом стали отцовские компании. В первые годы существования Carnival Микки занимал должность менеджера по продажам. Именно он служил главным консультантом отца, когда тот решал, что нужно сделать, чтобы привлечь молодежь.

Когда Микки принял Carnival, компания прочно стояла на ногах – в 1979 году ее прибыль составила $45 млн. Арисон-младший продолжил начатый курс и вывел компанию в лидеры отрасли. Отец оставил ему в наследство команду профессионалов, многие из которых были значительно старше молодого босса. Но Микки с ними сработался – благодаря готовности предоставлять подчиненным значительную степень автономии.

Одним из них был дизайнер Джо Фаркус, который отвечал за оформление судов компании. Уроженец Майами, он работал в архитектурной компании MorrisLapidus, которой Тед Арисон поручил переделку своего второго лайнера Carnivale. Впечатленный работой Фаркуса, Арисон пригласил его создать интерьер для своей квартиры, а затем доверил оформление третьего корабля компании – Festivale.

С тех пор Фаркус является ведущим дизайнером Carnival. Его способности оказались особенно нужны, когда компания в начале 1980-х приступила к строительству собственных судов. Каждый корабль имеет уникальное оформление, которое никогда не повторяется, даже если суда принадлежат к одной серии. «Темой» лайнера Triumph, например, стали знаменитые города мира. Paradise увековечивает известные корабли прошлого. Fascination посвящен истории Голливуда.

В компании Фаркуса очень ценят и не жалеют денег на воплощение его фантазий. По подсчетам дизайнера, когда он оформлял лайнер Legend, то истратил около половины окончательной стоимости корабля, которая составила примерно $375 млн.

 

Хищник

 

Под руководством Арисона-младшего развитие компании пошло ошеломляющими темпами. Как считают специалисты, темпы роста Carnival в 1980-е составляли до 30% в год – примерно в три раза выше, чем у любой другой компании в отрасли.

В 1987 году Carnival удостоилась звания самой популярной круизной линии в мире. В том же году компания акционировалась. 20% акций были проданы, и вырученные таким образом $400 млн пошли на расширение бизнеса.

Carnival была безусловным лидером на рынке недорогих круизов, но в других нишах господствовали конкуренты. Микки Арисон не стал заполнять пробелы собственными силами, он предпочел приобретать готовые компании. В 1989 году была куплена фирма HollandAmericanLine вместе с ее подразделением WindstarCruises, что позволило Carnival занять место в секторе круизов класса premium. В 1992 году Арисон приобрел компанию SeaburnCruiseLine, специализирующуюся на дорогих индивидуальных круизах. В 1997 году в состав CarnivalCorporation вошла компания CostaCruises – ведущий круизный оператор Европы. В 1999 году – CunardLine, один из лидеров в секторе «пятизвездочных» круизов, владеющая знаменитым лайнером QueenElizabeth 2.

Приобретая компании, многие из которых могут похвастаться столетней историей, Арисон избежал искушения «растворить» их внутри Carnival. Напротив, он придерживается концепции, когда каждая купленная компания сохраняет свою торговую марку и стиль работы.

Арисон – агрессивный покупатель. Недоброжелатели перекрестили Carnival в Carnivore, что в переводе с английского означает «хищник». Сам он признает, что склонен к соревновательности. Кстати, именно эта черта заставляет бизнесмена вкладывать огромные суммы в известную команду NBAMiamiHeat, тоже доставшуюся ему в наследство от отца (сам Микки не слишком любит баскетбол).

Не все покупательские инициативы Арисона заканчивались успешно. В 1997 году он попытался вклиниться в сделку между своим основным конкурентом RoyalCaribbean и третьим номером на рынке Celebrity. Арисон предложил больше денег и более выгодные условия, но навязать свое слияние Celebrity не смог.

 

Свидетель на свадьбе

 

Арисон обиды не простил. Случай отомстить представился четыре года спустя – в конце 2001 года, когда RoyalCaribbean объявила о слиянии с британской круизной компанией P&OPrincess. Если бы эта сделка состоялась, объединенная компания вплотную приблизилась бы к Carnival.

Быть молчаливым свидетелем на этой «королевской свадьбе» Микки не хотел. Он предложил Princess собственную цену – начал с $3,5 млрд, но постепенно дошел до $5,4 млрд. Несмотря на это, совет директоров P&OPrincess раз за разом отказывал: директоров куда больше привлекала сделка на равных с RoyalCaribbean, нежели незапланированное слияние с Carnival. Но Арисон на этот раз не отступил, он обратился напрямую к акционерам Princess. Владелец Carnival рассчитал верно: его предложение было выгодно прежде всего владельцам акций, поэтому акционеры заблокировали сделку с RoyalCaribbean.

Обиженная RoyalCaribbean пожаловалась в Евросоюз, указывая на то, что предлагаемая Арисоном сделка превратит Carnival в монополиста на рынке. Но тщетно: 25 октября 2002 года руководство P&OPrincess официально объявило о разрыве отношений с RoyalCaribbean.

Арисону, добившемуся долгожданной взаимности, оставалось только убедить антимонопольные органы США и Европы в том, что будущее слияние никак не угрожает конкуренции на рынке. Основным его аргументом было то, что сам по себе круизный рынок составляет лишь незначительную часть индустрии туризма, так что диктовать свои условия всем потребителям у компании вряд ли получится. Переговоры, длившиеся несколько месяцев, увенчались успехом, и 17 апреля 2003 года сделка между Carnival и Princess наконец состоялась.

Несмотря на обстоятельства слияния, Арисон проявляет свое обычное великодушие к побежденным. Он уже объявил о том, что не собирается коренным образом менять политику Princess или влиять на ее цены. Даже СЕО Princess Питер Рэтклифф, столь активно противившийся сделке, сохранил свой пост.

Название объединенной компании звучит теперь несколько иначе: CarnivalCorporation. Ее акции продаются на биржах в Нью-Йорке и Лондоне. По прогнозам, к 2006 году в ее распоряжении окажется 83 судна и 142 300 кают.

Скептики сомневаются: будет ли спрос на такое богатое предложение? Ответом на эти сомнения могут служить данные о том, что в 2002 году заполняемость кают в круизах Carnival составила 105%. Несмотря на теракты 11 сентября, войну в Ираке и эпидемию атипичной пневмонии! «Лишние» 5% – это дети, которые не платят за билет, а спят на раскладушках в каютах родителей. Такое положение вещей вполне устраивает Carnival – чем больше людей на борту, тем больше денег они тратят на развлечения. А недостатка в развлечениях на кораблях компании никогда не было.

Еще по теме