Диверсификант Александр Смоленский
Отец-основатель СБС-Агро надеется снова забрать деньги населения. Теперь с помощью Юрия Лужкова.
Проходя по улицам Москвы, сейчас уже не увидишь привычных вывесок «Сберегательная касса СБС-Агро», свидетельствующих о незримом присутствии одного из самых экстравагантных российских олигархов Александра Павловича Смоленского. Легкомысленные буковки «б» и помпезные орлы сменились надписями «Первое общество взаимного кредита».
Однако это вовсе не значит, что СБС-Агро и его создатель канули в Лету. Г-н Смоленский, являя публике новый банк, не отягощенный ни славой, ни обязательствами СБС-Агро, вроде бы не собирается избавляться от старого. Во всяком случае, как заверил олигарх в своем недавнем интервью, «СБС-Агро никуда не исчезает. Он остается на месте, и именно он отвечает по своим долгам и перед кредиторами, и перед частными лицами». Просто владелец СБС-Агро решил диверсифицировать риски и обособить внутри банковской группы различные направления бизнеса.
В частности, розница отдается «Первому о. в. к.». Этот банк будет заниматься разработкой новых розничных продуктов, обслуживать городскую инфраструктуру, осуществлять расчетно-кассовое обслуживание, выдавать потребительские кредиты и т.п. В общем, всем тем, что делал СБС-Агро, когда он был еще «Столичным». Только это второе издание «Столичного» в отличие от своего прототипа пока лишено каких бы то ни было общенациональных амбиций.
Их, по замыслу г-на Смоленского, должны воплощать другие - новые и старые - составляющие группы СБС-Агро. Так, для обслуживания импортеров и экспортеров создается «эдакое «финансовое содружество» для внешней торговли». Не случайно по финансовой Москве ходят слухи, что такой опытный специалист в области международных банковских операций, как Алексей Обозинцев, ранее работавший в ВТБ и в Мосбизнесбанке, обосновался в СБС-Агро. Вполне возможно, что г-н Обозинцев займет один из ключевых постов в руководстве «внешторгбанка Александра Смоленского».
Вероятно и то, что старый «аграрник» Юрий Трушин возглавит Агропромбанк. На днях он уступил кресло председателя правления СБС-Агро 36-летнему Сергею Красникову, заняв номинальный пост председателя совета директоров банка (именно банка, а не группы) СБС-Агро. С одной стороны, это можно истолковать как отстранение г-на Трушина от дел. Мол, мавр сделал свое дело (СБС-Агро получил стабилизационный кредит и вновь попал в число агентов спецфонда кредитования АПК) - мавр может уйти.
Однако со стороны хозяина СБС-Агро было бы крайне неосмотрительно столь демонстративно принижать роль Юрия Трушина, которого так любит влиятельное аграрное лобби. Не тот сейчас момент.
Истинная причина рокировок с участием г-на Трушина, судя по всему, заключается в другом. Г-н Смоленский пришел к выводу, что «в сельской местности нужно восстановить структуру АПБ». Дескать, данный бизнес - перспективный, но очень рискованный. И «есть смысл обособить эти риски внутри группы в отдельном банке». По всей видимости, таким образом Александр Павлович решил застраховаться от передачи АПБ обратно государству. Как он утверждает, «мы в каждый новый банк привлекаем новых акционеров, при этом оставляя за управляющей компанией СБС-Агро по 25% в каждом банке». АПБ, строго говоря, конечно, не новый банк, но к нему такое распределение ролей, очевидно, относится в полной мере. Ведь в случае, если СБС-Агро не сможет вернуть стабилизационный кредит, залог (75%+1 акция группы) перейдет кредитору, т.е. ЦБ. Но его итоговая доля в обновленном Агропромбанке (по-настоящему ценном для государства владении СБС-Агро) будет весьма незначительна.
Вполне возможно, что именно для избавления АПБ и прочих своих авуаров от возможных посягательств со стороны Банка России и иных госучреждений Александр Смоленский и затеял эту «диверсификацию». А чтобы заручиться поддержкой отечественных аграриев, для которых по большому счету важно не столько то, в чьей АПБ находится собственности, сколько то, насколько он доступен, руководство банком г-н Смоленский, видимо, доверит Юрию Трушину.
Но во всех этих хитросплетениях перестроенной финансовой империи «Первому о. в. к.», несмотря на маску серой городской мыши, отводится, пожалуй, главная роль аккумулятора ресурсов. Действительно, собственный «внешторгбанк» еще не создан. АПБ хотя и получает доступ к спецфонду льготного кредитования АПК (общий объем которого составляет вроде бы 12 млрд руб.), но в нынешних условиях эти средства придется сразу отдавать аграриям.
Между тем на руках у населения скопились значительные суммы наличных долларов (некоторые эксперты исчисляют их чуть ли не в $200 млрд). Причем благодаря августовским событиям «чулочные» сбережения только увеличились за счет средств, вынесенных из-под обломков падающих банков. Нельзя не учитывать еще и миллиарды обесценивающихся с каждым днем рублей, которые Сбербанк с недавних пор начал выдавать вкладчикам того же СБС-Агро или Инкомбанка.
Конечно, наши сограждане по понятным причинам сейчас не слишком доверяют банкам. Обжегшимся после 17 августа неважно, что принцип работы «Первого о.в.к.» существенно отличается от принципа работы СБС-Агро. Поэтому Александру Смоленскому крайне необходимо удачно позиционировать свое новое детище на рынке, то есть предложить населению продукт, от которого действительно нельзя будет отказаться.
И, судя по всему, г-н Смоленский нашел таковой в виде «карты москвича». (Об этом проекте мы писали в первом номере приложения «Компания-Банки».) Как говорит глава СБС-Агро, данный проект «полностью соответствует нашим давним идеям по переводу на безналичный оборот розничной торговли, коммунальной сферы, сферы услуг и т.п.»
Справедливости ради отметим, что Александр Павлович отнюдь не всегда был приверженцем подобных продуктов. В частности, после провала проекта «СТБ-Россия» (произошедшего не в последнюю очередь по вине ОНЭКСИМбанка) он неоднократно высказывался в том духе, что, мол, чиповые карты - это чепуха, блеф. Между тем «карта москвича» основывается как раз на микропроцессорных технологиях.
Но не будем упрекать банкиров в непоследовательности. В конце концов они должны руководствоваться соображениями прибыли, а не тупо следовать своим убеждениям. Сейчас г-н Смоленский «со всей ответственностью» заявляет: «...мы способны обеспечить этот проект и технологически, и инфраструктурно». Более того, «использование имеющихся у нас технологий и участие «Первого общества взаимного кредита» в этом проекте позволит мэрии сэкономить как минимум $50 млн».
Получается, что не надо специально создавать муниципальный расчетный центр, как это предлагает сделать Московский комитет по науке и технологиям (МКНТ), которому мэрия поручила реализацию проекта. Достаточно использовать процессинговые и расчетные возможности «Первого о.в.к.» и других составляющих СБС-Агро. Например, STBCard. Все просто и экономично.
Вопрос лишь в том, устроит ли такая экономия МКНТ. До сих пор комитету (который является главным акционером АФК «Система») удавалось оттеснять других претендентов на «карту москвича». Вроде Банка Москвы или Union Card.
Г-н Смоленский - фигура весьма известная в западных «карточных» кругах. Он в неплохих отношениях с ЕБРР, который в свое время выдавал кредит на создание STBCard. ЕБРР сейчас рассматривается в качестве одного из возможных партнеров «Первого о.в.к.». Это позволяет рассчитывать как на получение прямых преференций со стороны данной финансовой организации, так и на привлечение к проекту европейских «карточников». Например, Europay International.
А ведь для такого продукта, как «карта москвича», определенная интернационализация и получение международного кобрэнда очень нужны. В противном случае замкнутость на одном регионе сделает «карту москвича» малопривлекательной с экономической точки зрения и опасной с точки зрения политической. (Как заметил один банкир, завтра начнут делать «карту пермяка», «карту волгоградца» и т.п.)
Поэтому для МКНТ и АФК «Система» новый банк Александра Смоленского представляет определенную опасность. Правда, близость Александра Смоленского к Юрию Лужкову зачастую сильно преувеличивается. Г-н Смоленский активно сотрудничал с предшественником Лужкова Гавриилом Поповым, а Юрий Михайлович как раз отодвинул «Столичный» от московского бюджета. К тому же вокруг столичного мэра и без Смоленского сгруппировалась плотная группа бизнесменов: и АФК «Система» с набирающим силу ГУТА-банком, и Банк Москвы, и Мост-банк, хозяин которого Владимир Гусинский активно предлагает потенциальным кандидатам в президенты широкий спектр оказываемых его сотрудниками услуг.
Возможное воскрешение Александра Смоленского на рынке розничных банковских услуг серьезно путает планы «Системы». Только-только ГУТА-банк активизировался на данном направлении, как появляется столь сильный и амбициозный соперник. Ведь «Первое о.в.к» пытается отобрать у «Системы» не только исполнение главной роли в блокбастере «Карта москвича».
Не успел ГУТА-банк разработать с Инкомбанком программу по реструктуризации задолженности последнего перед частными вкладчиками (их число на сегодняшний день составляет 234 тыс. чел., а общая сумма требований - 4,8 млрд руб.), а СБС-Агро уже тут как тут. Вот снова цитата из классика: «Потенциал для развития в этом направлении имеется: у нас весьма эффективная технология, да и клиентура сейчас в принципе свободна, так как многие крупные коммерческие банки, такие, как Инкомбанк, с розничного рынка ушли».
Вот тебе и раз. Стоило стараться. Добиваться, чтобы ЦБ разрешил «Инкому» начать выплаты частным вкладчикам и т.п. Чтобы они отнесли деньги в «Первое о.в.к.»? А «Система» окажется ни с чем? Нет, конечно, останутся крохи в виде других «инкомовских» активов. Например, 30% акций ОКБ им. Сухого или 14% акций ТРК «Петербург», от которых «Инком» вроде бы хотел отказаться, но которые, очевидно, понадобятся Юрию Лужкову для хоть какого-то влияния в не слишком дружественном Питере. Но розница-то может уйти от ГУТА-банка.
Поэтому вполне возможно, что в недалеком будущем мы станем свидетелями рецидива уже забытой войны между «Инкомом» и СБС. Только на сей раз вместо «Инкома» будет выступать ГУТА-банк (или «Система», как кому нравится).
Правда, исследование бизнес-стиля «Системы» позволяет предположить, что эта корпорация довольно часто руководствуется принципом: «Если враг не сдается - его покупают». Поэтому при определенном раскладе может получиться так, что «Система» просто пустит Александра Смоленского в долю.