Дизайнерская экономика
Американский экономист Элвин Рот, профессор Гарвардского университета, написал и издал книгу Who Gets What – and Why. Игнорировать ее не приходится. Во-первых, потому что эта книга – о рынках, а в 2012 г. Элвин Рот совместно с Ллойдом Шепли получил Нобелевскую премию по экономике за теорию стабильного распределения и практики устройства рынков. А во-вторых, все сегодня понимают, что с рынками в привычном понимании что-то стало не так. Но вот что именно не так и что с этим делать? На этот вопрос и дает ответ Элвин Рот. С этим ответом можно соглашаться или не соглашаться, но внимания он, безусловно, заслуживает.
По его мнению, экономистам пора переквалифицироваться в инженеров. И именно с инженерной точки зрения и с инженерными технологиями подходить к рынкам. По Роту это означает, что все элементы рынков должны подходить друг к другу, чтобы в результате соединения элементов получался эффективно работающий механизм. Элвин Рот приводит и пример. Скажем, студенты-медики должны пройти ординатуру в больницах. В этом случае сначала студенты должны составить список своих предпочтений, а клиники, в свою очередь, отметить, кого из студентов они бы хотели у себя видеть. Потом оба списка сравниваются, и, когда находятся совпадения, студент проходит ординатуру там, где он и в самом деле нужен. А клиника получает того, кто нужен ей. Так и с рынками должно быть, считает Элвин Рот. Рынки должны строиться из подходящих друг другу «студентов» и «клиник». Элвин Рот называет это matching market.
Надо признать, что выглядит эта схема, мягко говоря, идеалистично. Она никак не учитывает элемент манипуляций, нечестного, конъюнктурного выбора как со стороны «студентов-медиков», так и со стороны «клиник». Какие-то «клиники» могут, например, обратиться к максимально востребованным «студентам» со своими предложениями раньше наступления назначенного срока ординатуры. И тогда получится организация рынка, в которой уже не все элементы будут так хорошо на самом деле подходить друг к другу.
Элвин Рот, однако, показывает и выход из такой ситуации. Он напоминает о том, что в 1950–1960-х именно принцип matching market не так уж плохо работал в США. Как показывает автор, в основе успеха лежало применение неких алгоритмов, разработанных в 1962 г. математиками Дэвидом Гейлом и Ллойдом Шепли. Эти алгоритмы поощряли «студентов» к тому, чтобы обозначать именно свои реальные преференции, и исключали их желание или даже саму возможность «переметнуться».
В своей последней книжке Элвин Рот как раз и излагает истории успеха конструирования рынков, описывает и оценивает возможные модели такого дизайна. С его точки зрения, к таким моделям могут быть отнесены аукционы, некоторые модели интернет-бизнесов.
О голом теоретизировании при этом речи не идет. Теории на самом деле уже апробированы самим Элвином Ротом. Наиболее известный пример относится к началу 2000-х годов. Тогда Элвин Рот, не будучи врачом, произвел революцию в трансплантологии органов. Разрабатывая важнейший для всякой экономики вопрос, как оптимально распределить ресурсы между потребителями, Элвин Рот разработал алгоритм подбора доноров для пересадки почек. Чтобы орган донора у пациента прижился, необходима совместимость по группе крови и некоторым другим показателям. Используя компьютерную программу Рота, медики смогли быстро подбирать подходящих друг другу людей и производить операции.
Когда Элвин Рот внедрял свою систему в 2003 г., в США пересаживали всего 19 донорских почек в год. Уже в 2004-м показатель вырос почти в два раза, а к 2011 г. дорос до 443 трансплантаций.
Элвин Рот также придумал метод, позволяющий старшеклассникам выбирать максимально подходящую для них школу, а школе – получать максимально подходящего ученика.