Дизельгейт

13.10.201500:00

Qatar Investment Authority – суверенный фонд Катара – в одночасье потерял $5 млрд, хотя теперь уже, наверное, намного больше. $5 млрд – сумма убытков инвесторов из этой страны на обвале котировок акций немецкого автопроизводителя Volkswagen.

Катарский суверенный фонд – третий по объему пакета, после Porsche и властей земли Нижняя Саксония, акционер немецкого автогиганта, владеющий примерно 13% привилегированных акций и 17% обычных бумаг. А ныне речь идет уже о падении этих ценных бумаг на 40%, и никто не может сказать, достигнуто таким образом дно или нет. Еще один потенциальный крупный пострадавший – норвежский суверенный фонд Norges Bank, доля которого в Volkswagen составляет 2%. Акционеры от корпоративных катастроф всегда страдают в первую очередь, и их раны – самые болезненные и трудно залечиваемые. Но в этот раз, похоже, среди пострадавших окажутся не только инвесторы и даже не один лишь Volkswagen.

А ну, дыхни!

Скандал с «подкручиванием» замеряющего объем вредных выхлопов софта, установленного на миллионах машин Volkswagen с дизельным двигателем, не обещает быть простым и скоротечным. Скорее, он окажется многослойным и затяжным, со значительными отдаленными последствиями не только для Volkswagen и его акционеров.

Показательно, что прокомментировать случившееся сочла необходимым даже федеральный канцлер Германии Ангела Меркель, которой пришлось включить Volkswagen в свою повестку дня, и без того перегруженную проблемами Сирии, беженцев со всех сторон и украинского урегулирования. Канцлер посчитала нужным высказаться в том смысле, что случившееся с Volkswagen не отразится негативно на брендах made in Germany и репутации германских товаров.

Немало озабочены и представители автомобилестроительной отрасли Германии. Они опасаются своего рода афтершоков от землетрясения из-за Volkswagen, прежде всего компрометации отраслевых стандартов качества, а равно и концепции дизельных авто. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон поспешил заявить, например, что, возможно, пересмотрит масштабы субсидирования производства дизельных двигателей. Политику субсидирования ввели в 2001 г., мотивируя это решение как раз тем, что дизели менее опасны для окружающей среды.

Точно так же понести потери может и в целом немецкий бизнес, поскольку разоблачение Volkswagen вполне способно поставить под вопрос доверие к германскому бизнес-пространству в целом. Под угрозой сотрудники Volkswagen, потому что нельзя исключить закрытия некоторых подразделений концерна. Ну а о потребителях и говорить не стоит.

Кроме того, ситуация может принять и даже уже принимает панъевропейский размах. Представитель Еврокомиссии прямо призвал власти входящих в ЕС государств провести соответствующие расследования на национальном уровне, чтобы получить полное представление, имеются ли среди сертифицированных в ЕС машин оснащенные ненадлежащими устройствами, и если есть, то сколько их.

Откликнувшись на призыв, как будто мало им других забот, заволновались греки. Местное экологическое ведомство запросило у всех трех дилеров Volkswagen в стране данные о продажах дизельных Volkswagen с, возможно, видоизмененным софтом, контролирующим уровень выбросов.

Даже южнокорейское агентство Yonhap со ссылкой на Министерство охраны окружающей среды Южной Кореи сообщило, что в Южной Корее в середине октября проверят уровень выброса вредных веществ у трех моделей автомобилей – Volkswagen Golf, Volkswagen Jetta и Audi A3.

Где все спокойно, так это на российском рынке. Здесь актуален стандарт не «Евро‑5», а пока еще «Евро‑4», и нормы загрязнения воздуха иные. Так что, как сообщил СМИ министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Росстандарт не выявил проблем с превышением вредных выбросов в атмосферу автомобилями марок, принадлежащих концерну, и двигатели как марки Volkswagen, так и других марок, представленных в РФ, не наносят ущерб экологии.

Уход из высшей лиги?

Аналитики не исключают по итогам произошедшего даже передела мировых рынков. Конечно, в пользу конкурентов Volkswagen. Хотя началось все в общем-то с малого, и на рынке, на котором Volkswagen не играет сколько-нибудь заметной роли. Говоря прямо, позиции марки в США выглядели откровенно слабо. В то время как другим немецким производителям автомобилей удавалось в последние годы расширять свою долю рынка в Америке и достичь в 2014 г. совокупной доли в 5,6%, продажи Volkswagen за океаном практически не демонстрировали положительной динамики, даже несмотря на то, что в США компания построила мощности по сборке Volkswagen Passat. Трудно сказать, что было причиной такой ситуации, хотя многие специалисты полагают: дело в неудачном позиционировании, а проще говоря, в полном отсутствии у американцев какого бы то ни было представления о Volkswagen. Для сравнения: японская компания Subaru продала в США в 2014 г. 514 000 автомобилей, а Volkswagen – 367 000.

Тем не менее все началось с разоблачений именно в США. Американское агентство по охране окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA) доказало: Volkswagen обеспечил своим машинам с дизельными двигателями нужные показатели выхлопов во время стендовых испытаний, использовав хитрый софт. Таким образом, чистый дизель от Volkswagen оказался не таким уж чистым и вовсе не соответствующим стандарту «Евро‑5». «Подкрученными» программами оснащались и серийные машины, поступившие в продажу. Теперь компании придется отозвать с американского рынка 482 000 оснащенных дизельными двигателями автомобилей, проданных в США в 2009–2014 гг.

Попытки обхода жестких экологических стандартов могут закончиться для Volkswagen выплатой огромных штрафов – до $37 500 за каждый отозванный автомобиль, или порядка $18 млрд. Тем более что прецедент в США уже есть. В 1998 г. Honda и Ford выплатили $267 млн и $7,8 млн штрафов соответственно. В 2014 г. Hyundai и Kia Motors были оштрафованы на $300 млн за превышение стандартов экономии топлива в 1,2 млн автомобилей.

По некоторым прогнозам, Volkswagen вполне может в конечном итоге вовсе уйти с рынка США, что станет для компании очень тяжелым шагом. Ведь если в масштабах США доля Volkswagen сравнительно невелика, для самого концерна американский рынок значит немало. Как подсчитали в Warburg Research, в Америке ежегодно продается 17 млн авто от Volkswagen из почти 86 млн продаваемых концерном в мире. А без Америки Volkswagen уже не сможет считаться мировым автопроизводителем.

Да и на других рынках конкуренты не дремлют. Fiat Chrysler Automobiles NV на волне событий вокруг Volkswagen старается отвадить от немецкой марки итальянских покупателей, предлагая на свои машины – взамен Volkswagen – скидку по 1500 евро. Это вдобавок к трейд-ин и некоторым другим стимулам, сообщила итальянская Il Giornale. В автоотрасли стимулирование смены марок не является редкостью, но тактика, направленная против одного конкретного бренда, встречается нечасто.

Их предупреждали

На самом деле никто не знает, во сколько именно обойдется Volkswagen этот дизельгейт. Пока сообщается, что компания зарезервировала на своем балансе примерно 6,5 млрд евро, но что касается совокупных убытков и выплат, то эксперты говорят и о 30, и о 60 млрд евро, притом что все понимают: это не более чем предположения. Конечный итог может быть еще значительнее.

Волнующий вопрос: зачем Volkswagen жульничал? Разброс мнений по этому поводу велик, но наиболее реальной и все объясняющей версией представляется та, согласно которой доведение уровня выбросов разработанного в Volkswagen двигателя ЕА189 до требуемого без манипулирования показателями программы обошлось бы, по разным оценкам, от 5000 до 10 000 евро за машину. И это не позволило бы вписаться в требования по сокращению издержек и показатели эффективности затрат.

Забавно, но вызвавшее столько шума программное обеспечение – разработка не собственно Volkswagen, а компании Robert Bosch GmbH. Разработчик теперь, безусловно, всячески пытается дистанцироваться от ситуации, и, похоже, у него есть для этого все основания. По данным следствия, Bosch изначально предостерегал Volkswagen от махинаций, поскольку в принципе такую возможность софт давал. Это было известно уже в 2007 г. и оговорено в направленном Bosch в Volkswagen письме, которое было обнаружено в документах автопроизводителя независимыми аудиторами. Программа была поставлена только для испытаний, а любое другое ее использование признавалось незаконным. А Volkswagen не только подправил программу, но и установил ее на 11 млн машин.

Более того, как написала Frankfurter Allgemeine Zeitung, в 2011 г. один из техников Volkswagen сообщил менеджерам, что программное обеспечение используется для манипулирования показателями вредных выбросов дизельных двигателей, и это незаконно. По данным немецкого издания, это предупреждение упоминается во внутренних документах Volkswagen того времени. В самой компании этот факт не подтвердили и не опровергли.

Никто, конечно, не верит, что в течение нескольких лет такого рода манипуляции осуществлялись без ведома всего топ-менеджмента Volkswagen или хотя бы его части. В ходе внутреннего расследования, как сообщают СМИ, инженеры компании понемногу начинают говорить и признают, что да, дело было, и, скорее всего, непосредственно решение принимал, в частности, ныне отстраненный от работы директор по развитию. Возможно, он и будет назначен козлом отпущения. Но уже пришлось оставить свой пост главе Volkswagen Мартину Винтеркорну, и немало слухов циркулирует относительно карьерных перспектив его коллег по цеху. Немецкая Bild называет в этой связи главу подразделения разработок Audi Ульриха Хакенберга и занимающего такое же положение в Porsche Вольфганга Хатца, у которых прежде были высокие позиции в Volkswagen.

Однако в случае с Volkswagen дело, скорее всего, не в единичных нарушителях корпоративных норм, а в искаженности самих этих норм.

Секс, наркотики, рок-н-ролл

У немцев в связи с этим скандалом, надо полагать, наблюдается эффект дежавю. Вспоминать о проявлениях неблагополучия в Volkswagen можно с 1987 г. Тогда немецкий автопроизводитель поверг всех в шок, заявив, что понес колоссальные убытки, поскольку стал жертвой мошенничества с валютными курсами, и зарезервировал на покрытие ущерба более $100 млн. По заявлению Volkswagen тогда началась мировая охота за обведшими компанию вокруг пальца мошенниками, акции производителя обвалились сразу на треть, а власти Германии отложили продажу своего пакета акций Volkswagen (16%). Доходы от сделки должны были пополнить государственный бюджет. Валютного брокера – обидчика Volkswagen тогда нашли, главным образом силами американского ФБР, потратив на поиски семь месяцев.

История поставила под вопрос действенность и эффективность систем корпоративного управления в Volkswagen, а также внутреннего контроля и финансовой отчетности. Как показали дальнейшие события, ответа на этот вопрос дано не было. Во всяком случае, верного ответа. И в следующий раз гром грянул в 2005 г. Та история развивалась по нескольким сюжетным линиям, одна другой неприятнее для солидной организации. Называлось все это не иначе, как «афера Volkswagen», а несколько человек из компании были осуждены за систематическое злоупотребление должностным положением и растрату.

В июне 2005 г. прокуратура начала проверку деятельности начальника отдела кадров «дочки» Volkswagen – Škoda Хельмута Шустера. Его обвиняли в создании подставных фирм, на их счета стекались взятки, которые он брал с иностранных компаний под обещание пролоббировать выгодные контракты с материнской компанией. Шустер подал в отставку, но, как скоро стало ясно, это была не самая большая проблема для Volkswagen.

Оказалось, что с 1996 г. верхушка компании, закрытый клуб примерно из 13 человек, плюс некоторые политики, от которых зависели, например, налоговые или какие-то иные привилегии для бизнеса, регулярно и дорого расслаблялись в Европе, Бразилии или Индии с проститутками, оплачивая все за счет Volkswagen. Затраты исчислялись миллионами марок, не говоря уже о моральной сомнительности ситуации. Последовал суд, который приговорил ряд фигурантов к условным срокам и штрафам. В тюрьму тогда сел бывший глава производственного совета Volkswagen, растративший таким образом за 10 лет сумму, эквивалентную 2 млн евро. На суде всплыл и «трудовой договор со свободным сотрудником», которым оказалась некая бразильянка, якобы снимавшаяся в «фирменном видеофильме», предназначенном в качестве рекламы для латиноамериканского рынка. Было установлено, что в Вольфсбург, где находится штаб-квартира компании, спецрейсами из Сан-Паулу актрис такого рода доставляли довольно часто.

Примерно в то же время, хотя и не так красочно, разворачивался скандал со взятками в Индии: там высокопоставленный представитель Volkswagen пообещал построить завод в одном из штатов за откат примерно в 2 млн евро.

Нынешние события, таким образом, выглядят как логичное и даже неизбежное продолжение все тех же особых и не лучших корпоративных традиций. С той только разницей, что это самый масштабный скандал за 78 лет истории фирмы. Настолько масштабный, что под вопросом само дальнейшее существование Volkswagen. Об этом прямо заявляет новый председатель совета директоров Volkswagen Ханс-Дитер Петш. И он, и новый гендиректор компании Маттиас Мюллер уверяют при этом, что все трудности будут преодолены. Первый и самый простой шаг уже сделан: Volkswagen разместил покаянное обращение к потребителям, выкупив для этого по целой полосе в крупнейших немецких изданиях.