Дизельный деликатес
Звук, который издает дизельный двигатель, работающий на холостом ходу, по своей частоте - 26 герц - совпадает с… кошачьим мурлыканьем. Однако в отличие от этих домашних животных дизельные легковые автомобили никак не могут прижиться в России. Между тем оснований для столь явного пренебрежения к дизельным двигателям сегодня практически не осталось.
На последнем автосалоне во Франкфурте были оглашены результаты европейской «дизельной революции». Доля легковых автомобилей с дизельными двигателями в производственной программе автокомпаний Старого Света составляла в 2000 году 32%, а в 2001 году этот показатель, по прогнозам, должен был вырасти до 35%. В России ситуация прямо противоположная. По оценкам генерального директора компании «Алеа-Моторс» (официального дилера Volkswagen, активно продвигающего дизельные модели) Максима Петухова, на долю новых дизельных иномарок приходится всего 4% продаж. «Коммерческий дизель» (микроавтобусы, развозные фургоны, грузовые автомобили, автобусы и т. д.) более успешен – 32%.
Так чем же руководствуется отечественный потребитель, упорно предпочитающий бензин дизельному топливу? Не находимся ли мы до сих пор в плену дремучих стереотипов?
Любой разговор о дизельных двигателях начинается с констатации их потрясающей экономичности. И дело не только в более низкой цене на дизельное топливо, но и в способности современных моторов выдерживать жесточайшую «диету».
Однако большинство отечественных покупателей автомобилей при выборе автомобиля почему-то не обращают внимания на расход топлива. Тогда, быть может, их заинтересует тот факт, что потрясающая экономичность дизеля не только выгодна, но и удобна? Ведь, заправившись один раз, дизельный автомобиль способен преодолеть значительно большее расстояние, чем бензиновый. Скажем, дизельный Volkswagen Golf 1,9TDI может преодолеть на одной заправке (даже в условиях городской эксплуатации) больше тысячи километров! Этот нюанс важен не только во время путешествий по европейским автобанам (в этом случае на остановки для заправки тратится меньше времени), но и в российской глубинке, где проблема качественного топлива до сих пор весьма актуальна.
Фактор экономичности, казалось бы, мог заинтересовать руководителей фирм с большим корпоративным автопарком, но и этого пока не происходит. «Как правило, решение о покупке конкретной модели для автопарка предприятия принимает не финансовый или коммерческий директор, ответственные за экономию средств, а руководитель транспортного отдела – «технарь», который находится в плену своих представлений, полагая, что эксплуатация автомобилей на солярке более хлопотна, чем машин, работающих на бензине, – считает Максим Петухов. – С такой постановкой вопроса мы согласиться не можем».
Действительно, дизельные двигатели последнего поколения уже ни в чем не уступают бензиновым моторам – даже в уровне шума. И, если стоя рядом с «четверкой» Audi 1,9TDI, мы по характерному урчанию еще можем разобрать, что за мотор находится у нее под капотом, то в салоне звука дизеля не слышно совершенно.
Еще одним важным достоинством дизельного двигателя является его эластичность – проще говоря, на подъемах или в пробках водителю дизельного авто приходится реже переключать передачи, да и обгоны совершаются увереннее. Настоящие «джиперы» предпочитают дизельные варианты внедорожников именно за прекрасную тяговитость моторов на малых оборотах, что позволяет увереннее выбираться из непролазной грязи – любимой среды обитания «джиперов».
На автомобилях с современными дизельными моторами ездить стало куда интереснее и динамичнее, чем прежде. Конечно, при старте «со светофоров» машина с бензиновым двигателем даст фору аналогичной дизельной модели. Зато современные «дизеля» гораздо более охотно разгоняют автомобиль на повышенных передачах: в режиме «газ в пол» на скорости за 100 км/ч мощный турбированный дизель «выстреливает» машину более мощно, чем бензиновый мотор.
Принципиальным при выборе автомобиля является его надежность. В этом отношении дизельный мотор тоже не в чем упрекнуть. По своей конструкции дизель ничуть не сложнее бензинового двигателя. А ресурс его обычно больше, чем у бензинового мотора, и переваливает за 300 тыс. км. Интервалы между техническим обслуживанием у дизеля более продолжительны. (Впрочем, российские дилеры, ссылаясь на сложные условия эксплуатации, рекомендуют обслуживать дизельные двигатели чаще, чем в Европе.) Цены на «нормо-час» также не отличаются. Справедливости ради стоит заметить, что специализированные сервисы по обслуживанию и ремонту дизельных моторов у нас в стране пока еще редкость.
Серьезной причиной, отпугивающей российских потребителей от покупки дизельной иномарки, является низкое качество топлива. Найти приличный бензин на российских заправках все же проще, чем солярку, отвечающую даже заниженным (по сравнению с европейскими) российским стандартам. Но и на этот случай существуют специальные присадки, подтягивающие до приемлемого уровня качество отечественного дизтоплива.
Главным фактором, который сдерживает продвижение легковых автомобилей с дизельными двигателями на российском рынке, является, по мнению экспертов, их более высокая стоимость. При практически равных технических характеристиках машины с дизельным мотором обычно на 10% дороже своих бензиновых аналогов. Эти затраты окупаются не раньше чем через 90 тыс. – 100 тыс. км пробега. В Европе срок окупаемости дизельных автомобилей менее продолжителен – 60тыс. – 70 тыс. км.
«Россияне, покупающие дизельный автомобиль, руководствуются отнюдь не соображениями экономии, – считает Максим Петухов. – По моим наблюдениям, клиент, выбирающий «дизель», несколько более рассудителен, рационален и технически подкован, нежели человек, остановивший свой выбор на автомобиле с бензиновым мотором».
Одним словом, пока российский автомобильный рынок будет жить по своим собственным, часто нелогичным законам, рассчитывать на широкое распространение автомобилей с дизельными двигателями не приходится. Впрочем, времена меняются…
СПРАВКА
В дизельном двигателе горючая смесь (солярка и воздух) воспламеняется в цилиндре под высоким давлением, возникающем за счет сжатия поршня. В бензиновом двигателе горючая смесь «поджигается» электрическим разрядом (свечой зажигания). Таким образом, дизель не требует системы зажигания.
Существует два основных типа дизельных двигателей: с непрямым и прямым (более современным) впрыском. В первом случае топливо впрыскивается в смесительную камеру, общую для всех цилиндров, и уже оттуда распределяется по цилиндрам; во втором – непосредственно в камеру сгорания. Дизели с непрямым впрыском работают более жестко и шумно, по экономичности они мало отличаются от бензиновых моторов. Прямой впрыск этих недостатков лишен.
К дизельным двигателям последнего поколения относятся моторы, в которых применяются системы common rail (в основном их устанавливают на автомобилях Mercedes, Peugeot, Citroen, Toyota, GM) и «насос-форсунка» (автомобили марок, входящих в концерн Volkswagen). Эти системы (все они основаны на прямом впрыске) позволяют сократить расход топлива на 10 – 15% и повысить мощность на 40% по сравнению со старыми дизельными моторами.
СПРАВКА
Первый легковой автомобиль с дизельным двигателем выпустила французская компания Peugeot – модель 403 Diesel увидела свет в 1959 году. Этой же фирме принадлежит первая серийная «легковушка» с турбодизелем – модель 604, выпущенная в 1979 году. До конца 70-х доля дизельных автомобилей в общемировом объеме выпуска составляла порядка 1%. В 1992 году этот показатель равнялся уже 17%.