Длинный разбег

23.09.201300:00

Поглощение Nokia компанией Microsoft меняет расстановку сил на рынке мобильных телефонов. В борьбе операционных систем и устройств Apple становится все сложнее удерживать позиции.

Черный и белый, инь и ян - уже много лет варианты дизайна iPhone и iPad в компании Apple сводятся к этой минималистической дилемме. Однако конец черно-белой эры, возможно, наступит очень скоро: впервые публика увидит айфоны и, вероятно, айпады в цветных корпусах.

Идея эта, впрочем, принадлежит покойному Стиву Джобсу. В августе 1998 г., вскоре после возвращения на пост генерального директора Apple, основатель компании представил новые персональные компьютеры iMac в разноцветных полупрозрачных корпусах. Благодаря им переживавшие не лучшие времена "яблочники" получили благосклонную оценку в СМИ, а в компьютерной отрасли был положен старт новому тренду.

В то же время разрыв с традицией "i-дизайна", на который пошел гендиректор Apple Том Кук, ясно указывает на начало нового этапа в борьбе за многомиллиардный рынок смартфонов. Покупка корпорацией Microsoft терпящего убытки мобильного подразделения Nokia, презентация "умных часов" (smartwatch) от Samsung - все это заставляет задуматься о том, какой будет расстановка сил в этом сегменте рынка в ближайшем будущем.

"Конкуренция становится еще более ожесточенной", - утверждает Кевин Рестиво, аналитик из американской компании IDC, специализирующейся на исследованиях рынка IT. "Сейчас оптимальный момент, чтобы на этой волне увеличить свою долю на рынке и повысить прибыли", - с таким призывом сразу после приобретения Nokia обратился к собственным сотрудникам генеральный директор Microsoft Стив Балмер, заявивший недавно о намерении оставить этот пост.

Так что теперь все сводится к борьбе за то, на какой из трех основных операционных систем станут работать смартфоны: iOS от Apple, Android от Google или Windows от Microsoft. Еще пару недель назад все было иначе, но теперь за каждой из систем стоит концерн, имеющий собственное производство смартфонов. Таким образом, наметились основные "линии фронта", по которым в ближайшее время пойдет борьба на рынке:

Apple против интернет-гиганта Google, который рассчитывает стать безусловным лидером всего рынка смартфонов со своей ОС Android и производственной "дочкой" Motorola.

Софтверный гигант Microsoft, на рынке мобильных устройств пока довольствующийся позицией догоняющего, против Google и Apple. Перед будущим новым гендиректором встанет задача: с помощью Nokia "втянуть" в эру смартфонов ОС Windows 8 - единственную в своем роде систему, работающую как на ПК, так и на мобильных устройствах.

Наконец, все вместе - против корейского смартфонного гиганта Samsung. По данным американской аналитической компании Strategy Analytics, во II квартале 2013 г. корейцы впервые обошли Apple по уровню прибыли: $5,2 млрд у Samsung против $4,6 млрд у Apple.

Чем в конечном итоге обернется это противостояние, сказать крайне трудно. Однако уже сейчас наметились некие общие контуры. Можно с уверенностью утверждать, что обострение конкурентной борьбы в первую очередь отразится на Apple. С одной стороны, маржа компании по-прежнему поражает воображение, несмотря на снижение с почти 50 до 36,5% за последние два года. С другой стороны, она утратила лидирующие позиции, которые ей обеспечивали предельные цены на продукцию. Как производитель устройств премиум-класса Apple, компания, которая "изобрела" смартфоны и планшеты, должна все более убедительно доказывать, что ее высокие цены оправданны, будь то за счет лучшей функциональности, дизайна или просто престижа.


Уместен ли тут консерватизм?

Впрочем, у многих возникают сомнения: справится ли с этой задачей гендиректор Apple Том Кук, спокойный и консервативный, так же, как с ней справлялся его харизматичный предшественник Стив Джобс. Свой пост Кук занял два года назад. С тех пор он проявил себя прежде всего как большой мастер по части обновленных версий, выпускающий свежие вариации на тему айфонов и айпадов, чтобы выжать максимум прибыли из этих многолетних хитов Apple. С одной стороны, американский аналитик Джин Манстер полагает, что до конца 2014 г. Apple продаст не менее 100 млн новых айфонов своим постоянным покупателям и, более того, будет с трудом удовлетворять существующий спрос. Однако компании становится все сложнее привлекать новых клиентов. Особенно актуально это для Германии, где многие потребители занимают более взвешенную позицию по отношению к калифорнийскому электронному гиганту и обращают пристальное внимание на соотношение цена-качество.

В этой области, равно как и в техническом отношении, тренды задают другие производители, поэтому Microsoft и делает ставку на Nokia. Это смелое предприятие, по всей видимости, имеет шансы на успех. Так, за прошедшие несколько месяцев Nokia выпустила сразу целый ряд новых смартфонов Lumia: бюджетный вариант Lumia 520 стоимостью менее 200 евро, гаджеты среднего класса - 720 и 920 и, наконец, флагманскую модель 1020, оснащенную камерой с разрешением 41 мегапиксель.

Благодаря этой линейке гаджетов на базе Windows Phone финнам во II квартале 2013 г. все-таки удалось продать 7,4 млн смартфонов и, таким образом, впервые обойти ближайшего соперника - канадскую компанию Blackberry, дела у которой тоже идут не лучшим образом. Канадцы за тот же период продали только 6,8 млн мобильных устройств. Иными словами, да, антикризисные меры Nokia дали некий результат, однако финны по-прежнему не успевают за стремительно меняющейся ситуацией на рынке смартфонов.

Вероятно, этим и объясняется тот факт, что корпорация Microsoft приобрела мобильное подразделение Nokia примерно за 5,4 млрд евро. Компания со штаб-квартирой в Редмонде рассчитывает, что, имея собственное производство смартфонов, она сможет действовать более оперативно, чем в ситуации, когда Nokia была для нее просто партнером. Недавно американская аналитическая компания IDC выступила с обнадеживающим прогнозом для Стивена Элопа, которого уже называют следующим руководителем Microsoft: "К 2017 г. Windows Phone прочно займет третье место на рынке мобильной связи". Правда, для этого рыночная доля WP к указанному сроку должна возрасти ни много ни мало до 10%. Уходящий в отставку шеф Microsoft Стив Балмер рассчитывает на 15% к 2018 г.

Глава Apple Кук пытается принимать контрмеры, в частности, решая парадоксальную задачу: будучи производителем товаров массового потребления, приподняться над общей массой. Помочь в этом ему должна новая операционная система iOS 7, отличающаяся от предшествующей версии более молодежным дизайном интерфейса. Еще один козырь - онлайн-радио iTunes Radio, призванное потеснить популярные музыкальные интернет-сервисы Pandora и Spotify.

Однако гораздо более впечатляющие инновации предлагают сейчас конкуренты Apple. Явные лидеры в этой сфере - производители смартфонов Samsung и HTC, использующие на своих устройствах ОС Android от Google. И это уже приносит свои плоды. Если раньше сторонние разработчики в первую очередь выпускали приложения и различные сервисы для iPhone, что давало Apple грандиозное преимущество перед конкурентами, то сейчас приложениям для Android уделяется как минимум такое же внимание.

В первую очередь это на руку корейскому гиганту Samsung, занимающему сегодня лидирующую позицию на мировом рынке смартфонов. Компания выпускает огромное количество моделей различных размеров и ценовых категорий на базе Android. Таким образом, борьба за первенство в этом сегменте рынка во все большей степени сводится к соперничеству между различными операционными системами. Как показывает практика Apple с ее App Store, важным условием успеха на рынке мобильных устройств является максимальный контроль за всеми звеньями цепочки создания добавленной стоимости.

Теперь благодаря Nokia корпорация Microsoft выходит на один уровень с ведущими поставщиками операционных систем на рынке смартфонов - Apple и Google. И здесь у софтверного гиганта появляется еще один конкурент - Sony. В начале 2012 г. японцы примерно за 1 млрд евро выкупили в единоличную собственность долю шведского производителя телекоммуникационного оборудования Ericsson в совместном предприятии по выпуску мобильных телефонов. Однако с учетом того факта, что доля японцев на мировом рынке мобильных телефонов не дотягивает и до 2%, для них возврат к ключевым позициям в этой сфере будет еще более сложным, чем для Microsoft.


Трудный путь назад

Сейчас Microsoft предстоит долгий разбег. Да, благодаря системе Windows Phone софтверный гигант может претендовать на большую самостоятельность, чем Sony c Android. Однако в гонку за третье место Microsoft теперь вступает в одиночестве. Ведь сейчас, завладев мобильным производством Nokia, редмондцы оказываются в прямой конкуренции с другими производителями смартфонов на базе Windows. Так что в этой ситуации Samsung и прочие оппоненты, скорее всего, от Windows откажутся.