Для чего российские банки запускают мобильные приложения
Журнал «Компания» провел исследование «Мобильный банкинг как зеркало цифровой трансформации» и выяснил, что довольно часто разработка приложений в российских банках выглядит так: регулярно выделяются деньги, выпускаются новые версии, а пользователей как не было, так и нет.
Карманный банк
Мы настолько привыкли иметь доступ к своему банку с телефона, что уже кажется, что это стало стандартом де-факто. По данным исследования Mail.ru Group и ResearchMe, 91 % респондентов пользуются онлайн-сервисами банков, причем 81 % из них выбирают мобильное приложение и только 54 % — веб-версию.
Мобильное приложение (совершенно справедливо) считается одним из главных атрибутов цифровизации. Действительно, мобильное дистанционное банковское обслуживание (ДБО) для частных лиц есть почти у половины (46 %) российских банков, а около четверти (26 %) из них также имеют приложения для бизнеса.
Удовольствие это не из дешевых: по экспертным оценкам, разработка и сопровождение приложения для двух мобильных платформ, iOS и Android, может стоить среднему банку 30–40 млн руб. за три года.
Но тут многих подстерегает ловушка: недостаточно просто нанять программистов, чтобы те написали софт, — нужно трансформировать банковские продукты и коммуникации с клиентами, чтобы они переключились на цифровые каналы. Только тогда инвестиции в разработку окупятся. К сожалению, похоже, не все руководители финансовых учреждений это понимают.
Реальная ситуация такова, что только 10,8 % мобильных банков на Android имеют более миллиона установок, а 51,5 % — менее 10 тыс., что явно ниже всякого порога окупаемости.
(по количеству установок Android-приложений) Источники: Go Mobile, Markswebb, Banki.ru, Google Play.
Где деньги?
На заре эпохи мобильности монетизация банковских приложений на смартфонах была простой и незатейливой: с клиентов брали плату за их использование. Но это продолжалось недолго, конкуренция заставила включить мобильный доступ в общий пакет сервисов. Ведь банк все-таки не ИТ-компания, он зарабатывает не на продаже ПО, а на финансовых услугах — чем чаще клиенты совершают транзакции и приобретают продукты, тем больший доход они приносят. А если учесть, что компьютер есть далеко не у каждого, а телефон — у 100 % экономически активного населения, то ценность мобильного банкинга как генератора прибыли становится очевидна.
На мировом банковском рынке доля продаж через приложения выросла за 2018 год на 2,1 % — с 3,5 до 5,6 %. Для сравнения: за тот же период в РФ доля продаж банковских продуктов через мобильное приложение выросла на 2,35 %: с 1,75 % в 2017 году до 4,1 % в 2018-м. Положительную динамику в первую очередь обеспечили вклады, кредиты наличными и кредитные карты, пишет «Коммерсантъ».
Однако далеко не всем банкам удается выстроить бизнес-модель, в которой цифровые каналы работают эффективно. И дело здесь отнюдь не только в качестве приложения.
Переход на «цифру» требует стратегии
Если сопоставить данные из различных рейтингов и исследований, то на первый взгляд трудно заметить какую-то четкую корреляцию между различными параметрами. Наш флагман цифровизации Сбербанк получил весьма среднюю оценку от экспертов (как и «Рокет»). На примере самого «Рокетбанка» видно, что высокая активность пользователей в мобильном приложении не гарантирует устойчивости бизнеса. Приложение ВТБ больше понравилось экспертам, чем пользователям, а один из фаворитов рейтинга Markswebb, банк «Ак Барс», показывает низкий результат по реальной активности мобильных клиентов, тогда как «Хоум Кредит», занимая второе место после Сбербанка по числу клиентов, имеет непропорционально малое количество установок и очень низкий процент активных пользователей при высокой оценке ими приложения. Неплохо в целом выглядит «Райффайзен», но отстает по количеству загрузок, а пользователи «Альфа-Банка» не слишком активны. Подобных несоответствий можно найти еще множество.
В позитивном ключе заметно выделяется, пожалуй, только «Тинькофф», у которого количество загрузок Android-версии превышает число клиентов при весьма высокой оценке приложения как от пользователей, так и от аналитиков, выше среднего активности мобильных пользователей и обширной базе клиентов, а также банк входит в топ-10 по объемам вкладов физлиц.
Таким образом, успех мобильного приложения, оцениваемый по совокупности показателей, вполне можно считать отражением успешной реализации стратегии цифровой трансформации — само по себе приложение бизнес не развивает, а победы в рейтингах дивидендов не приносят.
Так ли нужна ли гонка за лидером?
Можно ли небольшому банку вообще обойтись без мобильного приложения? Видимо, пока еще да. Уровень оснащенности мобильным ДБО резко падает в категории банков с объемами вкладов физлиц, не превышающими 10 млрд руб.
Вероятно, сдерживающим фактором служит стоимость подобных проектов. Здравый расчет показывает, что добиться их окупаемости будет сложно. С другой стороны, усиливается давление потребителей, которые уже оценили преимущества мобильности. Поэтому в перспективе мобильный доступ к банковскому счету станет обязательным — как это произошло с интернет-банкингом, который сегодня предлагают абсолютно все.
Будущее — банк как сервис
Принятая в Европе в 2015 году директива PSD2 (Revised Payment Services Directive), нацеленная на лучшую защиту потребителей, должна способствовать развитию и использованию инновационных онлайн- и мобильных платежей, таких как открытый банкинг, чтобы сделать трансграничные европейские платежные услуги более безопасными. В переводе с бюрократического языка на нормальный это значит, что банки должны открыть свои API, и тогда независимые разработчики смогут создавать платежные сервисы на их основе.
Идеальная картинка должна выглядеть так: человек выбирает себе мобильное приложение для управления своими финансами, которое ему больше нравится, и подключает к нему все свои банковские счета. Банк при этом становится просто сервисом для совершения транзакций, что, однако, не умаляет его важности — потому что у него есть лицензия. С другой стороны, это дает шанс отличиться финтех-стартапам, которые будут конкурировать за привлечение пользователей в свои экосистемы — и не только за счет платежных сервисов.
Крупные банки сами могут стать игроками на этом новом рынке интегрированных финансовых услуг, а мелкие и средние получат возможность не становиться в обязательном порядке ИТ-компаниями, а остаться именно банками. Может быть, поговорка, что банк не торгует семечками, не так уж и устарела.
Что касается России, то эта тема обсуждается на площадке Ассоциации «Финтех» с участием ЦБ, однако до конкретных инициатив дело пока не дошло. А может так случиться, что проблема «мобилизации» небольших банков отпадет за ненадобностью, если регулятор продолжит отзывать у них лицензии в том же темпе, как делал это раньше.
Посмотреть полную версию исследования