Для фермеров задумали государственный маркетплейс

10.03.202411:54

Малые и средние предприятия, занимающиеся производством продуктов питания, часто жалуются на то, что их продукцию плохо знают покупатели. Решит ли проблему новый маркетплейс, где фермеры и другие производители смогут размещать ее после процедуры оценки качества? Журнал «Компания» попросил игроков рынка и экспертов оценить перспективы. 

Создать государственный маркетплейс для российских продуктов питания предложили в Совете Федерации. Идею высказал заместитель председателя комитета верхней палаты по экономической политике Иван Абрамов, обратившись к заместителю директора департамента развития внутренней торговли Минпромторга Юлии Юдиной. Цель — поддержать отечественных товаропроизводителей и проявить заботу о потребителях, которые будут знать наверняка, что все товары прошли экспертизу. По замыслу авторов, на площадке будут продаваться только отечественные товары, причем с сертификатами качества.

Мнение производителей

Большинство предпринимателей к инициативе относятся положительно: появляется возможность рассказать о своей продукции большему числу людей. Но, когда речь заходит о деталях работы такого сервиса, возникают разногласия.

Производитель продукции под маркой «Сыр с большой душой» Александра Гагарина сейчас использует Ozon и не жалуется: новые клиенты появляются каждый месяц. Сейчас большинство покупателей приходят по сарафанному радио, и, если появится возможность увеличить их поток, предприниматель была бы не против. Однако Гагарина отмечает: у расширения есть предел. При реализации фермерской продукции часто возникает ситуация, когда спрос есть, а выполнить заказ быстро не получается, в результате образуется очередь на месяц вперед. С такой проблемой сталкиваются многие мелкие производители, продукцию которых заметили и она клиентам понравилась. Таким предпринимателям чаще нужна поддержка в виде дополнительного финансирования для расширения производства, а не в увеличении внимания клиентов.

Аналогичную проблему отмечает производитель шоколада ручной работы и корпоративных подарков Елена Кузьминых. Она в целом не против того, чтобы площадок было больше. Но свою продукцию пока не планирует размещать на новом маркетплейсе, потому что работает под заказ для ограниченного круга клиентов. Создание продукта отнимает много времени, и получить больше прибыли от масштаба не получится.

«То, что уникальный продукт стоит дорого, понимают многие, но далеко не все готовы за него платить, даже если он высокого качества. Поэтому наращивать объем производства такого продукта часто нет смысла. Но это мой частный случай», — сказала Кузьминых журналу «Компания».

Производители напитков, в частности слабоалкогольных — пива, сидра, которые переживают определенный подъем, заинтересованы в том, чтобы размещать свою продукцию на такой площадке. Конкуренция в этом сегменте высокая, и предпринимателям важна информированность потенциальных клиентов. Но они не уверены, что для алкогольной продукции не будет ограничений по распространению через платформу. Пока этот вопрос однозначно не решен.

Национальный союз производителей молока («Союзмолоко»), напротив, не видит целесообразности в создании государственного маркетплейса.

«В настоящее время в России активно развивается сегмент маркетплейсов с широким ассортиментом и различной специализацией, в том числе по продуктам питания, а также доставка продуктов, дарксторы и даркитчены. Такие площадки есть и у компаний с государственным участием. Так, например, у Россельхозбанка есть маркетплейс “Своё”, где фермеры, малые и средние предприятия могут реализовать свою продукцию», — пояснили в «Союзмолоко» журналу «Компания».

Представители союза также отметили, что малому и среднему бизнесу действительно непросто сотрудничать с крупным ритейлом, так как там нужно обеспечивать стабильное качество, гарантированный объем поставок и соблюдать строгие правила. Не всегда малый бизнес в силу своей специфики готов работать в таких условиях.

Мнение экспертов

Если условием размещения на новом маркетплейсе будет контроль качества, многих производителей это оттолкнет и большого выбора товаров на платформе не будет. И дело не в том, что продукция этих предпринимателей некачественная, а в том, что организовать централизованную проверку будет очень сложно. Так считают специалисты из Федерального научного центра пищевых систем имени В. М. Горбатова.

«Мы много лет проводим международный конкурс “Гарантия качества”. Наш опыт позволяет говорить — товар может быть качественным, но сделать оценку в масштабах всей страны сложно, учитывая разные категории продукции», — сказал журналу «Компания» руководитель экономико-аналитических исследований ФНЦ пищевых систем Дмитрий Гордеев.

Он отметил, что конкурс можно оценивать как модель того, что могло бы быть реализовано для создания маркетплейса, но подчеркнул, что далеко не все продукты смогут выдержать проверку, даже если их качество будет высоким. Может так случиться, что нарушение режима хранения продукта при доставке в лабораторию приведет к тому, что товар получит негативную оценку. А организовать это без проблем — задача очень трудоемкая и затратная. 

«Наша экспертиза могла бы помочь в формировании такой структуры, потому что мы постоянно расширяем категории проверяемых товаров: мед, мясо, молочные продукты, крупяные изделия. С нами работают практически все ритейлеры со своими торговыми марками. И для крупных производителей принять участие в конкурсе не составит проблем. Но для маленьких — это проблема», — сказал Гордеев.

Тем не менее находятся малые предприятия, которые участвуют и даже побеждают в конкурсе, отметил эксперт, но это ограниченный круг продуктов. И предполагаемый маркетплейс не сможет собрать у себя значительную часть производителей. У малых предприятий есть естественные ограничения для распространения. Можно создавать очень качественный продукт, но в малых количествах. А если объемы будут большие, для которых нужен серьезный сбыт, то, значит, на это есть средства, значит, они пойдут на рекламу и узнаваемость продукта. Для этого специальная площадка не нужна, существующих достаточно, считает эксперт.

Схожего мнения придерживается специалист по маркетингу и менеджменту, аналитик по работе маркетплейсов Елена Меньшенина.

«Создание еще одной платформы — несбыточная мечта, если у создателей нет в запасе инвестиций в 1–2 млрд рублей на развитие. В иных случаях идея мертвая и не сможет развиться», — сказала Меньшенина журналу «Компания».

Она отметила, что нишевые маркетплейсы для продуктов уже созданы и это направление называется e-grocery. Рынок сформирован и делится между несколькими платформами, включая Х5, «СберМаркет», «Яндекс.Лавку», «Магнит», «Утконос», «Светофор». Они этот рынок сформировали и активно развивают. У универсальных маркетплейсов тоже есть направление «Продукты», а одним из лидеров выступает Ozon fresh.

Все региональные производители, кто может и хочет, уже на маркетплейсах, считает эксперт. При создании новой платформы надо учитывать, что малейшее технологическое отставание не даст возможности пересобрать рынок, даже если будут привлечены государственные средства. «Маркетплейс — это же не сайт, это экосистема. Для ее выстраивания требуется 5–10 лет», — сказала Меньшенина.

По ее мнению, показательным примером может быть «Почта России», которая заявила себя логистическим оператором для маркетплейсов и не потянула задачу.

Меньшенина подчеркивает, что «создание оператора по инициативе государства — это объединение действующих игроков, а с нуля — это все равно что начать выпускать самостоятельно автомобили высокого класса». И это касается не только маркетплейса для продуктов питания.