Дмитрий Баранов: «В 2003 году мы продали 242 очень дорогих автомобиля»

12.04.200400:00

Известнейшая немецкая марка Porsche официально представлена в России уже три года, но до недавнего времени ее продукция оставалась экзотикой, появляющейся на самых фешенебельных московских улицах преимущественно в теплое время года. Информационная сдержанность фирмы, даже по немецким понятиям чрезвычайно консервативной, не способствовала прояснению положения марки на местном рынке. О судьбе Porsche в России «Ко» рассказал Дмитрий Баранов, генеральный директор компании «Спорткар-Центр» – импортера автомобилей этого производителя.

 

«Ко»: Поскольку данные о продажах Porsche в России не попали ни в один отчет об итогах прошлого года, то давайте начнем с цифр. Сколько автомобилей продал «Спорткар-Центр» в 2003 году и какие это были автомобили?

Дмитрий Баранов: Двести сорок два. 70% из них составили внедорожники Cayenne. «Спорткар-Центр» признан лучшим импортером Porsche в Европе по темпам роста продаж. В России уже продается больше Porsche, чем в любой другой стране Восточной Европы. С января 2004-го россиянами куплено 108 машин, ориентировочный объем продаж на текущий год – 300 автомобилей.

«Ко»: Получается, что вы опередили по продажам такие брэнды, как Jaguar и Cadillac. Серьезный показатель для сегмента премиум…

Д.Б.: Хотел бы заметить, что в среднем стоимость одного Cayenne S, лидировавшего по объему продаж в разрезе модельного ряда, составляет 100 000 – 102 000 евро. Таким образом, мы не просто продали много машин – мы продали много очень дорогих машин.  

«Ко»: Существуют ли какие-то местные, отличные от европейских, особенности спроса на Porsche?

Д.Б.: И здесь, и там Porsche не первая машина в гараже своего владельца. Но если Cayenne был разработан во многом для того, чтобы европейцы, лояльные марке, имели возможность получить «всепогодный» автомобиль того же брэнда, то у нас зачастую Cayenne – первый Porsche в жизни покупателя. Внедорожники в России по понятным причинам пользуются повышенным спросом, а Cayenne вообще попал в десятку. В премиум-сегменте внедорожников сейчас образовалась очень удачная для нас ниша: Mercedes G-класса тяжеловат, BMW X5 уже отнюдь не последний писк моды, ML-класс и Volkswagen Touareg обладают недостаточно высоким статусом. Кроме того, в России существует небольшой, но устойчивый спрос на модель 911 Turbo (цена – от 170 000 евро. – Прим. «Ко»). Мы пытаемся развивать продажи всей линейки: сейчас к началу летнего сезона заказали у экспортера партию открытых Boxster, стимулируем спрос на 911 Cabrio.

«Ко»: Авторитет Porsche среди мировых автопроизводителей очень высок. В то время как многие именитые компании, изготавливающие суперкары, пытаются предложить более доступную по цене альтернативу модели 911 Turbo как наиболее продаваемого автомобиля этого сегмента, Porsche пошла дальше. Она представила в прошлом году модель Carrera GT, бросающую вызов итальянским суперкарам. Есть ли у «Спорткар-Центра» квота на Carrera GT для российского рынка? Определена ли цена модели?

Д.Б.: Carrera GT поступает на мировой рынок в нынешнем году. Этот автомобиль действительно обладает исключительной динамикой даже по меркам суперкаров – его разгон до 100 км/ч занимает 3,9 с. Выпуск машин этой модели ограничен 1700 экземплярами. Российская квота на 2005 модельный год (у Porsche он начнется 1 июля 2004-го) – три автомобиля. К сожалению, производственные возможности не позволяют поставить в нашу страну первую машину к началу летнего сезона. Но с этой проблемой сталкивается не только российский импортер. С учетом доставки и таможенной очистки стоимость Carrera GT составит 580 000 – 600 000 евро.

«Ко»: Такие автомобили, как Porsche, в нашей стране зачастую становятся товаром импульсивного спроса: пришел, увидел, купил. Вы продаете машины прямо из салона? Если нет, то как долго покупателю приходится ждать выполнения заказа?

Д.Б.: В шоу-руме на Кутузовском проспекте обычно есть две-три ни за кем не зарезервированные машины. Они выполняют демонстрационные функции, знакомят покупателя с продуктом. Но если неожиданно появляется покупатель (например, человек, которому нужно очень срочно купить дорогой подарок), они, конечно, могут быть проданы. Заказ и поставка автомобилей клиентам осуществляются в течение двух месяцев. Скажем, поступивший сейчас заказ (беседа происходила в первых числах апреля. – Прим. «Ко») мы, вероятно, сможем поставить уже в мае.

«Ко»: Говорят, что официальный импортер очень долго не имел машин для реализации непосредственно «с пола», чем не замедлили воспользоваться серые дилеры, которые якобы определяют ситуацию с продажами Porsche

Д.Б.: Отчасти это правда. Компания была создана еще в 2001 году, но надо знать стиль работы Porsche (кстати, самой прибыльной на сегодняшний день автомобильной компании мира), чтобы понять специфику нашей деятельности. Например, квоты на поставки Cayenne партнерам компании определялись за два года до самих этих поставок – тогда, когда, собственно, машину еще никто не видел. Кто может уверенно прогнозировать объем спроса на абсолютно новую, нетрадиционную для компании модель? Серые дилеры не занимаются долгосрочным планированием и начинают продавать машину в тот момент, когда она уже появляется на рынке. Впрочем, не стоит преувеличивать их рыночной доли. По нашим данным, за прошлый год неавторизованные продавцы завезли около 90 Cayenne, мы же в два раза больше. Сейчас в связи с ужесточением процедуры таможенной очистки дорогих автомобилей, оформляемых на физических лиц, доля серых импортеров, ввозящих Cayenne из Канады, США и Германии, несомненно, еще более сократится.

«Ко»: Вы анализировали потенциал российского рынка?

Д.Б.: Анализ ситуации и результатов продаж за 2003 год показывает, что наш рынок очень перспективен. Это признал и сам производитель: он уже учредил дочернюю компанию «Порше-Русланд», которая будет выполнять функции национального генерального импортера, то есть планировать сбыт, развивать дилерскую сеть, централизованно ввозить и растаможивать автомобили.

«Ко»: Как изменится ваш статус в связи с учреждением «Порше-Русланд»?

Д.Б.: «Спорткар-Центр» останется дилером для Москвы и московского региона.

«Ко»: Спортивные модели Porsche – летние, во всяком случае – ориентированы на теплое время года и сухие дороги. Вы ощущаете влияние сезонного фактора на бизнес?

Д.Б.: Теперь, с появлением Cayenne, сезонность чувствуется не так остро, как раньше, когда производственная программа Porsche включала только семейства 911 и Boxster. Действительно, подавляющее большинство владельцев спортивных Porsche не эксплуатируют их зимой. Летом, перед началом сезона, и осенью, накануне консервации машин, сервис испытывает наплыв клиентов.

«Ко»: Очереди бывают?

Д.Б.: Если речь идет о плановом техобслуживании или других штатных работах, то практически нет, все делается в день обращения.

«Ко»: Во сколько обходится обслуживание Porsche?

Д.Б.: Для машины подобного класса и такой ценовой категории – недорого. Нормо-час стоит 74 евро, при этом методика его исчисления у производителя довольно демократичная. Если фирма указывает, что на какую-то операцию требуется 1,5 нормо-часа, то в эти временные рамки включаются все подготовительные и сопутствующие работы (снять/поставить, разобрать/собрать, выставить какие-то параметры). Окончательная цена обслуживания оказывается на удивление доступной.

«Ко»: Вы планируете открыть новый технический центр?

Д.Б.: В конце мая в северной части Москвы откроется новый сервисный центр, соответствующий всем требованиям производителя. Он располагает восемью постами и предназначен для обслуживания исключительно Porsche.