Top.Mail.Ru
финансы

Дмитрий Брейтенбихер: математика и психология семейного банка

Фото: пресс-служба ВТБ Фото: пресс-служба ВТБ

Новая стратегия ВТБ 2024–2026 фокусируется на розничном бизнесе, а если еще точнее, на развитии семейного обслуживания. Как «Банк для людей дела», по версии премии «Компания будущего» (2023), эволюционировал в банк для всех поколений семьи, какие решения помогут справиться с новыми амбициозными задачами и что важнее, точные или гуманитарные науки в управлении большими активами, «Компании» рассказал старший вице-президент ВТБ Дмитрий Брейтенбихер. 

Дмитрий, вы недавно возглавили стратегические инициативы банка ВТБ по фондированию и программам лояльности, которые должны способствовать развитию розничного бизнеса, какие количественные ориентиры стоят перед Вами?

— Наверное, вы спрашиваете о цифрах, хотя основное в нашей стратегии — люди и процессы. Однако, как у А. А. Аузана вся экономика сводится к математике, так и у нас точные данные отражают большую трансформацию «под капотом». Мы планируем почти двукратный рост активной клиентской базы — до 35 млн человек — и расширение сети на 40%. Наши продукты и услуги станут доступны для аудитории более чем 100 млн человек. За счет этого стремимся удвоить рублевые пассивы до 11 трлн рублей и увеличить число получателей социальных выплат в 4 раза.

Масштаб бизнеса должен существенно увеличиться за три года, вероятно, «трансформация под капотом» значительна?

— Если осмыслить эти цифры, то, говоря простым языком, мы станем ближе: как благодаря офисам в большинстве населенных пунктов, так и с помощью курьерской службы и технологичных дистанционных сервисов. Еще в 2022 году, с введением санкционных ограничений, ВТБ удалось вывести цифровые сервисы на новые, импортозамещенные площадки, и оптимизация не прекращается. Кроме доступности наших решений, мы делаем акцент на своевременности и адресности. Как руководителю направления по работе с состоятельными клиентами мне хорошо понятна модель следования обратной связи. Мы формируем наши предложения на ее основе, учитываем запрос на персонификацию продуктов. Сейчас благодаря новой стратегии индивидуальные настройки продуктов стали доступны всем держателям пакета ВТБ. Наш вклад-конструктор, например, позволяет управлять схемой выплаты процентов, сроками, ставками, валютами сбережений.

Понимаю, что цель по удвоению рублевых пассивов амбициозна, но вполне обоснована. Мы уже сейчас развиваемся быстрее рынка: рост общерыночных пассивов за март составил 2%, а наших классических сбережений — 3,5%.

Вы упомянули о том, что многое сводится к математике, можно ли сказать, что политика привлекательных ставок — основа прорыва на рынке?

— Смотря что понимать под прорывом. Как правило, многие имеют в арсенале несколько банков и при появлении наиболее привлекательного предложения могут переводить средства между ними. Бесконечно много раз. Однако выбор ВТБ для всех регулярных платежей, решения сложных финансовых задач или сопутствующих вопросов — вот наш прорыв. Мы стремимся дать возможность каждой семье, всем ее поколениям получить финансовую поддержку, иметь комплексное покрытие вопроса — не только с финансовой, но и с правовой точки зрения, получить лучшие условия в страховых, даже медицинских случаях. Грубо говоря, все, от платежного стикера для ребенка до налогового сопровождения активов или инвестиционных консультаций, ежедневно и в любой точке страны нам можно доверить.

И как вы к этому идете, какие новые подходы и инструменты?

— Подход простой — мелочей нет. Важна оптимизация клиентского пути и возможность управлять вкладами и счетами дистанционно, легко открывать их членам семьи. Важно расширение географии таких сложных продуктов, как золото. Важно и создание удобных платежных приложений, и внедрение вспомогательных сервисов, таких как «социальный. калькулятор» или программы с материнским капиталом… Все это создает инфраструктуру, в которой вам и вашей семье выгодно и комфортно. Но у ВТБ есть и еще один плюс.

И большой?

— Иронично! Довлатов говорил, что у любви нет размера. Думаю, у всего, что является качественными характеристиками — надежность, забота, ум, — его также нет. Если говорить о банке: он либо надежен, либо нет; либо дает экспертизу и хороший сервис, либо — увы. Исторически ВТБ сочетал самые важные характеристики: надежность эмитента как банка с госучастием и достаточность капитала, гибкость в принятии решений и глубину экспертизы за счет собственной продуктовой фабрики, многолетнее лидерство на рынке управления активами, в том числе корпоративными, и широкую, разветвленную розничную сеть. Только в России мы представлены в 79 регионах и можем говорить обо всех дружественных юрисдикциях… То есть я хочу сказать, что культура или ДНК банка — от создания продукта до каналов доставки, от четкой экспертизы до широкой партнерской сети — это тот самый безразмерный и бесценный плюс, который делает аналогичные рынку предложения абсолютно лучшими по качеству.

По итогам 2023 года состоятельный сегмент ВТБ признан нашим авторитетным жюри, состоящим из представителей ключевых отраслей, профильных органов государственной власти и ведущих экспертов, «Банком для людей дела». Почему? И какой банк ВТБ в 2024 году?

— Хороший вопрос. В преддверии новой стратегии мы как банк начинали переосмыслять свою роль в экономике, точнее — в процессе ее трансформации. ВТБ — это инструмент, который снимает «головную боль» клиента в части финансового благополучия. Врачи, учителя, спасатели, например, люди, делающие реальное дело, не обязаны разбираться в тонкостях дисклеймеров, сравнивать ставки разных банков или отслеживать рынки. Это банк для них должен подбирать самые выгодные предложения и объяснять преимущества на понятном языке. На этом этапе и случилось, что вы отметили нас ценной премией. Спасибо! Но в стратегии до 2026 года мы пошли дальше и теперь ориентируемся на обслуживание всех членов семьи. Например, предлагаем реферальные программы и гибкие программы лояльности. Сейчас при переводе пенсии в ВТБ вы можете получить повышенную ставку по накопительному ВТБ-Счету — до 18% годовых. А с 1 мая вы можете сами выбирать категории товаров и услуг, в которых получаете кешбэк до 25% рублями. То есть как семейный банк мы стараемся опираться и на математику выгод, и на психологию комфорта.

Еще по теме