До Камчатки и обратно
Челябинская компания "Ариант" производит 24 вида газированной воды и около 50 наименований вин, коктейлей, коньячных и винных напитков. За три года компания завоевала Урал и Сибирь. Теперь она осваивает Центральную Россию. Перед Новым годом "Ариант" откроет представительство в Москве.
На месте - вне конкуренции
"Центр пищевой индустрии "Ариант" входит в промышленную группу, которой принадлежат Челябинский электрометаллургический завод, крупнейший в Челябинске торговый центр, колбасное производство, сеть АЗС и некоторые другие предприятия.
Начало было авантюрным. "Кто-то увидел в Польше предприятие, на котором одновременно производились вино, водка, газированная вода, и предложил попробовать и нам, - вспоминает Александр Кретов, гендиректор "Арианта". - И хотя раньше наша промышленная группа не занималась напитками, мы решили рискнуть".
Под строительство завода приобрели площади, предназначавшиеся для производства панельных конструкций. Уже начали возводить цеха, когда с партнерами в силу разных обстоятельств пришлось расстаться. Достраивать завод решили самостоятельно, вложив в него $30 млн. частных денег.
Тщательно изучив новый для себя сегмент рынка, хозяева "Арианта" сделали ставку на вино. "Вина шли в регионы только через Москву, - объясняет Александр Кретов, - и продавались с сумасшедшими наценками из-за таможенных сборов и расходов на перевозки. Мы решили разливать их на месте". В 1996 году на "Арианте" начали производить первые 8 наименований продукции - газированные коктейли (так называется шипучее вино типа "спуманте").
Производство прохладительных напитков сначала задумывалось как побочное. Занимаясь главным образом спиртными напитками и делая на этом основные деньги, многие российские виноделы производят газировку, чтобы максимально использовать мощности фильтрующей техники. Однако в последние годы именно прохладительные напитки принесли известность отечественным винзаводам. "Ариант" в этом смысле не исключение.
Производство отечественных газированных напитков не требует серьезных расходов. В принципе, чтобы газировка продавалась, нужны лишь пластиковая бутылка, краситель, ароматизатор, знакомое с детства название и низкая цена. Однако на "Арианте" решили не искать легких путей и с самого начала стали работать на высококачественных импортных ингредиентах. Все оборудование - итальянское. Дизайн всех бутылок (в том числе и винных) во избежание подделок собственной разработки. Цены средние.
Сегодня жители Челябинской области искренне удивляются, узнав, что приезжие об "Арианте" не слышали. Спрашивают, идет ли "Айрн-брю" в сравнение с ариантовской "Изабеллой". В радиусе двухсот километров вокруг Челябинска конкурентов у "Арианта" нет.
Льется все, что пьется
Предприятие с аналогичным итальянским оборудованием есть еще в Черкассах. Но оно, по словам начальника производства "Арианта" Виктора Горста, в три-четыре раза меньше. Площадь производственного цеха в Челябинске - 4,8 га. Цех рассчитан на 6 линий, но пока его мощности освоены не полностью: в октябре работали только две линии - линия по производству прохладительных напитков мощностью 6 тыс. бутылок в час и линия по розливу вина, рассчитанная на 12 тыс. бутылок в час. Работает цех в две смены. Оборудование легко переналаживается: в любой момент вместо вина "Свадебное" можно запустить вино "Для вас", а переход с розлива вин на производство коньячных напитков занимает всего один час. Все спиртные напитки принципиально изготавливают по собственным рецептурам. На предприятии создали мощную лабораторию, где новые напитки проходят тщательное исследование. Грамотно построили и кадровую политику - профессионалов переманивали с лучших винзаводов Ставрополья и со знаменитого молдавского "Гарлинга". В течение первых двух лет активно пользовались консультациями итальянских виноделов, отправляли технологов в командировки на итальянские заводы.
Создав подходящую базу, на "Арианте" сделали ставку на создание и продвижение собственных марок. "Мы принципиально не будем разливать на своих мощностях чужие вина и напитки", - утверждает Александр Кретов.
Но при этом от совместных разработок "Ариант" не отказывается. Например, рецептуру ариантовской колы челябинцам предложила немецкая компания Kwest. По винам в этом году было заключено два эксклюзивных соглашения - с производителями молдавских вин и с болгарами.
"Мы увидели, что после кризиса болгарские вина почти исчезли с прилавков. Сами вышли на производителей и скоро начнем разливать вина под марками "Варна", "Мадера", "Томянка", "Монастырское шушуканье", - рассказывает Кретов. Ведутся поиски оригинальных рецептур и на территории России. Сейчас изучается возможность выпуска травяных бальзамов и тонизирующих напитков, разработанных в Хабаровске.
К декабрю будет закончен монтаж линии по производству водки. Ее рецепты уже разработаны. Водка - самый прибыльный напиток, и на "Арианте" о ее производстве задумывались со дня основания. Однако благоприятная ситуация для выпуска водки сложилась лишь недавно: у самого мощного в регионе Златоустовского винно-водочного завода сменился собственник, после чего златоустовские напитки утратили былую репутацию. "Мощности челябинской компании "Казак Уральский" не обеспечивают потребностей области в качественной водке. А видеть на прилавках башкирскую и московскую водку обидно. Тем более что у нас есть все необходимые условия для ее производства: и оборудование, и очищенная вода. Суть нашей стратегии - занимать свободные ниши", - объясняет Кретов.
К Новому году на предприятии планируют запустить еще две линии: по производству шампанского и по розливу сувенирной продукции - высококачественных грузинских и французских марок в классических бутылках. "С элитной продукцией невозможно завоевать рынок, поэтому мы и не обращались к ней раньше. Теперь же у нас есть возможность выпускать ее не в ущерб остальным напиткам", - говорит Кретов.
За три года компания прочно встала на ноги. Кроме персонала и оборудования обзавелись инфраструктурой. Многие серьезные производители, чтобы не зависеть от поставщиков, предпочитают иметь при себе все необходимые производства. В концерн "Мегагрупп", например, входят компании по производству пластиковой тары. На "Арианте" делают винтовые и пластмассовые пробки. Излишки продают.
В этом году удалось решить и вопрос о стабильных поставках сырья. Раньше бывали случаи, когда традиционные поставщики продавали краснодарское сырье другим производителям. Приходилось возить сырье из Молдавии, преодолевая таможенные барьеры и осваивая новые пути транспортировки. Теперь "Ариант" стала владельцем 2 тыс. га виноградников в Краснодарском крае. В краснодарских совхозах сменили менеджмент, на челябинские деньги достраивается винохранилище и создается лаборатория. Подготовка сырья на месте позволит повысить производительность челябинского предприятия.
Маршрутами ермака
Время показало, что выбранная "Ариантом" стратегия - производить качественные напитки по доступной цене - себя оправдала. Продукция "Арианта" (прежде всего вина и винные напитки) успешно конкурирует в регионах с продукцией местных производителей - таких, как новосибирский и барнаульский винно-водочные заводы. Объем производства на "Арианте" по сравнению с 1996 годом увеличился в 10 раз.
Оправдала себя и сбытовая стратегия. "Сегодня стало ясно, что мы не прогадали, начав с регионов. У нас есть стабильный рынок сбыта, - говорит Кретов. - Теперь мы намерены серьезно работать с Москвой. Сейчас туда идет 100 - 150 тыс. бутылок в месяц. Это смешная цифра. Не самое богатое Кемерово, к примеру, берет у нас ежемесячно по 800 тыс. бутылок".
В Чите, Петропавловске-Камчатском, Владивостоке и во многих других городах созданы представительства "Арианта". В некоторых регионах компания предпочитает работать с крупными оптовиками. "Так нам выгоднее, - объясняет Михаил Гаев, региональный директор "Арианта". - У крупных оптовиков, как правило, своя сеть, филиалы в разных городах области. Так строится работа в стратегически важных для нас городах - Красноярске, Новосибирске, Кемерове".
В 1999 году "Ариант" освоил новые для себя регионы. Налажены постоянные поставки вин в Самару, Благовещенск, Казань, на север Тюменской области. Появление дилеров в Поволжье - отражение новой стратегии компании. Пришел "Ариант" и в Центральную Россию. С открытием московского представительства начнутся поставки и в Санкт-Петербург - на этот счет уже есть предварительные договоренности. К открытию представительства планируется запустить рекламные ролики на Центральном телевидении.
В отдаленной перспективе "Ариант" планирует создать собственную розничную сеть. "Мы хотим расширить ассортимент до 150 наименований, - говорит Кретов. - А обеспечить присутствие такого ассортимента продукции на прилавках не сможет ни один оптовик. Поэтому мы, скорее всего, будем открывать свои торговые дома в регионах". Предполагается, что московское представительство "Арианта" будет работать именно в формате торгового дома.