Top.Mail.Ru
архив

До соседа дверца

С ноября начинают действовать новые правила эксплуатации жилья, установленные Госстроем РФ – организацией достаточно загадочной с точки зрения ее функций. Загадочной потому, например, что государственных строительных организаций вроде нет, значит, в основном в его ведении остаются задачи нормирования (СНиПы – строительные нормы и правила и т.п.) и строительный надзор. Об этом говорить без слез не приходится, поскольку застройщик деньги платит всем, кому надо, – и что теперь с ним поделаешь? Ну и, конечно, надо присматривать за состоянием ЖКХ – в основном факультативно, поскольку опять же этим занимаются местные власти. О блестящей работе Госстроя по ликвидации стихийных бедствий (в Якутии, на Ставрополье и т.д.) сказано уже все, и вряд ли можно что-то добавить. Да! Есть еще один из руководителей ведомства, г-н Маслов, генератор различных идей, основная задача которых – не дать задремать московскому правительству. Задача сама по себе может показаться вполне гуманистической, если не обращать внимания на реальные побудительные мотивы выступлений упомянутого руководителя, лежащих более в политической, нежели в градостроительной плоскости. В общем, ведомство как ведомство: есть формальные функции, есть штат сотрудников, и хотя нет никакой уверенности в его необходимости (функции строительного надзора вряд ли требуют целого министерства), есть главное. А именно: возможность выпускать ведомственные распоряжения и инструкции, касающиеся не собственно строителей, а посторонних граждан и организаций. А в этом, как правило, и заключается основной смысл существования огромного числа министерств и ведомств и, собственно, гарантия того, что все попытки сократить число управляющих и контролирующих функций российского государственного чиновничества, равно как и количество самих чиновников, обречены на провал. Это, увы, данность, которая даже не зависит от принципиальных стратегических путей развития государства, приобретающих сейчас новые очертания.

Главное и принципиальное отличие современных ведомственных правил и инструкций от аналогичных документов предыдущей эпохи – такой важный дополнительный критерий любого документа, как взяткоемкость. Инструкция и ведомственный закон в обязательном порядке должны содержать нормы и ограничения, соблюдение которых либо невозможно, либо приведет к ухудшению положения тех, для кого они написаны, – как минимум к долгому хождению по бюрократическим коридорам для согласований. Все вместе представляет собой некоторую паутину или воронку, в центре которых находится касса, куда придется, как теперь принято выражаться, «занести». Это может быть конкретный чиновник или даже специально созданная структура. Организация работы кассы – вопрос чисто технический. Главное, повторимся, – создание невозможности выполнить инструкцию простым и доступным путем, без потери времени и нервных клеток. Вот за этим (за соблюдением невозможности), собственно, и призвана следить нижестоящая по отношению к ведомству структура или организация, которой поручено контролировать, согласовывать и выдавать разрешения.

Все новые госстроевские требования не новы. Многие их идеи не так уж и плохи. Например, жители многих российских регионов с радостью согласятся с тем, чтобы температура в их квартирах была не ниже 18 градусов. И чтобы влажность не превышала установленных норм: кто же из жителей домов с сырыми панельными стыками и негодной кровлей будет возражать. Здесь, конечно, можно было бы предложить самому Госстрою обеспечить качество панельных стыков, а также ответить за дома (коих по стране немало), которые строились по согласованным с ним, Госстроем, проектам и под его же надзором, после чего давали протечки и отсыревали. И предложить ему потом сразу же бежать замерять влажность. Или все же повнимательнее ознакомиться с правами собственников и попытаться понять разницу между сносом несущих стен и установкой кухонной двери, подключением стиральной машины и т.д. Хорошо, что ответ находится на той же странице, а не в конце учебника. Заплати (то есть «откати») и спи спокойно.

Еще по теме