До третьих петухов
Несмотря на всю завесу таинственности вокруг экономической программы Путина, ее контуры вырисовываются все четче. Менее всего этому способствуют его публичные заявления, которые абсолютно идеологически выдержанны и отражают ровно то, что хочет услышать аудитория. Более важны - и я вынужден повторить этот тезис - те реальные шаги, которые предпринимают российские власти.
15 марта Владимир Путин, выступая на Всероссийской конференции представителей малого бизнеса, говорил абсолютно правильные слова о необходимости защитить бизнес от административно-бюрократического произвола, называя существующий механизм лицензирования кормушкой для чиновников. Можно, правда, тут же усмехнуться, прочитав слова кандидата в президенты о том, что он собирается решить эту проблему через создание "министерства контроля", которое будет осуществлять проверку предприятий. Типично российский подход: есть проблема, нужно создать орган по ее решению, и тогда… она заведомо никогда не будет решена.
Жаль только, что путинские спичрайтеры немного оплошали: последний тезис правильнее было бы озвучить перед представителями МВД или ФСБ. Здесь и новое министерство не нужно было бы создавать, да и существующим структурам нашли бы легальный повод немного подзаработать на бизнесе. Однако это все слова, и относиться к ним слишком серьезно, пожалуй, не стоит. Важнее дела.
А ведь в тот же день, когда Владимир Путин встречался с бизнесом и боролся с чиновничьим беспределом, депутаты Государственной Думы рассматривали правительственный законопроект, якобы решающий проблему оттока капитала из России. Правительство - видимо, по предложению Центрального банка, чей представитель презентовал законопроект, - захотело получить право ввести
обязательную государственную регистрацию внешнеторговых сделок, а кроме того, право определять признаки "сомнительных сделок", которые должны подвергаться особому контролю не то со стороны МВД, не то со стороны налоговой полиции, не то со стороны службы валютно-экспортного контроля (одним словом, дайте что-нибудь проконтролировать, а уж кому это делать - найдем). И Дума, в которой на главных ролях проправительственные фракции, естественно поддержала пожелания правительства.
Никто не вспомнил ни слов о диктатуре закона, ни о том, что Гражданский кодекс разрешает вводить государственную регистрацию сделок только законом - и только для сделок с определенными видами имущества.
Никто не вспомнил о том, что очень похожая система уже существовала в Советском Союзе, а одним из важнейших достижений президента Ельцина в самом начале экономических реформ был как раз указ о либерализации внешнеторговой деятельности.
И уж, конечно, никто не вспомнил про тезис о необходимости борьбы с засильем чиновников, а может, о нем просто не слышали.
Можно, конечно, тешить себя надеждой на то, что после выборов правительство поменяет свою позицию и утопит законопроект в недрах Думы. Но мне кажется, что правительство, осознанно представив данный законопроект на рассмотрение новой Думы в числе первых, обозначило тем самым свою принципиальную позицию в вопросах взаимоотношений власти и бизнеса. Сей факт становится особенно примечательным, если учесть, что при этом правительство не стало заявлять о своей позиции по еще одному ключевому вопросу - вопросу о земле. И, кажется, я уже начинаю догадываться, какая это будет позиция.
Есть, правда, одно весьма любопытное предположение о причинах появления подобного законопроекта. Существует Союз России и Белоруссии, а в рамках этого союза достигнута договоренность о постепенном выравнивании законодательств и принципов экономической политики. Видимо, российским властям настолько понравились принципы "заячьей" экономической политики, что было решено позаимствовать у Белоруссии немного опыта (вспомните недавний визит председателя Центрального банка в Минск). Правда, в то же время кандидат на пост премьер-министра Белоруссии заявил о своем намерении подавить инфляцию и прекратить эмиссионное финансирование бюджета, то есть решил позаимствовать немного опыта у России. Такое вот сближение получается - с двух сторон.
Мне представляется очень симптоматичным то, что правительство Путина пошло на такой шаг на следующий день после заявления Союза правых сил о поддержке кандидата в президенты Путина. Все это очень сильно напоминает декабрьско-январское дежа-вю: СПС торжественно вручил свою экономическую программу премьеру Путину, после чего пропремьерские "медведи" весело "прокатили" правых при распределении портфелей в Думе.
Один раз - это случайность, два раза - совпадение, три раза - закономерность. Остается лишь один вопрос: "третий раз" случится до или после 26 марта?
Еще по теме


