Добрый пластик
«Беззатратная» благотворительность в России набирает обороты. Аффинити-карты, позволяющие их держателям делать пожертвования фактически за счет банка, есть сейчас практически у всех крупнейших игроков финансового рынка. Проценты на добрые дела отчисляются из прибыли, которую банкиры получают от транзакции. Во всем остальном карта ничем не отличается от обычного платежного пластика.
За рубежом аффинити-карты снискали себе популярность уже давно. Первые такие карты появились в середине 80-х годов в США, и сегодня они широко используются по всему миру для сбора средств в поддержку всевозможных детских благотворительных организаций, фондов защиты природы и животных, для финансирования спортивных и образовательных учреждений. Владелец такой карты пользуется привычными для него банковскими продуктами, совершает свои обычные покупки, но при этом определенный процент потраченной суммы перечисляется на конкретную социальную программу. И все это без какого-либо ущерба для семейного бюджета. Стоимость товаров и услуг для держателя аффинити-карты не меняется, с карты списывается только заплаченная за покупку сумма. Благотворительный взнос за него делает банк, выпустивший эту карту.
Крупнейшим международным аффинити-проектом по праву считается «зеленая» карта Breathe Credit Card, эмитированная банком Barclays совместно с фондом «Чистая планета». С заботы об окружающей среде, точнее о братьях наших меньших, начиналась история аффинити-карт и в России. К примеру, в «продуктовом арсенале» Альфа-банка кобрендовая карта со Всемирным фондом дикой природы (WWF) появилась в 2006 году.
На поддержку российских природоохранных проектов WWF с каждой транзакции банком отчисляется 0,36% от сумм всех покупок, совершаемых владельцами дебетовых карт категории Classic. Причем комиссию за выпуск такой карты Альфа-банк вообще не взимает, а за ее обслуживание клиент платит символическую сумму – 129 рублей в год.
Но все-таки «природоохранная благотворительность» — не основной аффинити-продукт у отечественных банков. Большинство предпочитает заключать партнерские соглашения с различными детскими фондами. Так, например, Сбербанк совместно с фондом «Подари жизнь» направляет на лечение детей с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями по 0,3% от сумм покупок по счету карты и еще 50% платы за первый год ее обслуживания. А обходятся такие карты их владельцам, в зависимости от ее типа (это могут быть дебетовые и кредитные Classic, Gold и Platinum) – от 0 до 15 000 рублей в год. Выпускаются карты бесплатно. На начало этого года Сбербанком выпущено 224 700 карт Visa «Подари жизнь».
В сентябре 2009 года аналогичная программа появилась и в одном из крупнейших частных банков страны – «Уралсибе». Вместе с Детским фондом «Виктория» банк запустил проект «Достойный дом детям!», включающий в себя как аффинити-карту, так и благотворительный вклад. Более того, до сентября 2009 года в течение трех месяцев в банке действовала специальная акция с аналогичным названием. По ее результатам и решено было сделать постоянную программу, которая позволила бы клиентам получать качественные банковские услуги и при этом помогать воспитанникам детских домов. Из собственных средств на реализацию благотворительных проектов «Уралсиб» направляет 0,5% от денежного оборота по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием дебетовых и кредитных MasterCard Standard и Gold. По поручению клиента банк направляет в фонд и 0,5% годовых от суммы процентов по вкладу «Достойный дом детям!». По состоянию на март этого года, клиентами «Уралсиба» перечислено в Детский фонд «Виктория» свыше 14,2 млн рублей. Эти средства были направлены на ремонт и обустройство детских домов.
В декабре 2009 года начал выпускать аффинити-карты и Промсвязьбанк. Партнером эмитента стал благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Пожертвования в пользу фонда составят 0,5% от суммы всех операций по оплате товаров и услуг, совершенных клиентом с помощью этой карты и 50% от суммы комиссии банка за обслуживание счета карты в первый год использования (сама комиссия составляет 900 рублей за Visa Classic и 2900 рублей – Visa Gold).
На сегодняшний день, даже по самым скромным подсчетам, на мировом рынке находится в обращении аффинити-карты более 2500 благотворительных программ. По нашей оценке, только в России их уже несколько десятков. Правда, не все банки дополнительно афишируют наличие у себя аффинити-карт и не желают особо вкладываться в их продвижение. А многие отечественные банки, пока не имеющие таких карт в своей линейке, также заявили «Ко», что готовы выпустить их по желанию (запросам) клиента.
С акцентом на благотворительность
Банковские кобрендовые карты, выпускаемые кредитными организациями совместно с благотворительными фондами, – в России это еще экзотика или уже постоянная практика? Чтобы выяснить это, «Ко» обратился к одному из лидеров аффинити-движения в стране – банку «Уралсиб». Рассказывает заместитель председателя правления банка Илья Филатов:
– Два года назад, когда мы запускали проект «Достойный дом детям!», возможно, аффинити-карты и воспринималась рынком как экзотика. Но сейчас такие продукты есть у целого ряда банков. Не могу сказать, что их очень много, но тенденция очевидна. Причем, как свидетельствует наш опыт, и у клиентов благотворительные банковские продукты перестали вызывать удивление. Так, к нашей программе «Достойный дом детям!» меньше чем за два года присоединились 50 000 наших клиентов: 36 500 стали держателями благотворительных карт и 18 500 – благотворительных вкладов. Число участников программы растет практически каждый день, причем во всех регионах присутствия банка.
– Одной аффинити-картой вы не ограничились, у вас есть и благотворительный вклад... Подойти к вопросу комплексно?
– Мы считаем, что у клиентов должен быть выбор – каким именно образом помогать обездоленным детям. Включив в программу «Достойный дом детям!» еще и банковский вклад, мы объективно расширили возможности для благотворительной деятельности. Как свидетельствует статистика, такой подход оказался оправданным: треть из 50 000 наших клиентов, вступивших в программу, сделали это, открыв вклад.
– Ваш пример может «растолкать» и других игроков финансового рынка?
– Думаю, что число таких продуктов будет и дальше увеличиваться. И если наш пример кого-то вдохновит, я буду этому только рад: речь идет не просто об обычном банковском продукте, но и о выполнении определенной социальной миссии.
– Почему аффинити-проекты пользуются популярностью у клиентов?
– Они предлагают клиентам, в дополнение к привычному банковскому сервису, простую и понятную схему участия в благотворительности. При этом от самих клиентов по большому счету требуется не так уж и много: достаточно прийти в отделение банка, открыть карту и активно ею пользоваться. Как вариант можно еще открыть вклад – и, получая по нему проценты, автоматически направлять их часть на благое дело. Никаких дополнительных затрат времени и сил на поиск подходящего благотворительного проекта, перевод на него средств, отслеживание их расходования от клиента не требуется — это все на себя берет банк. Обычно именно такие «технологические» сложности и останавливают людей от активного участия в благотворительности. Кроме того, в нашем случае всегда можно посмотреть, сколько денег было собрано и на что именно они пошли: наш партнер, Детский фонд «Виктория», регулярно публикует отчеты на своем сайте.
– Что подобная благотворительность может принести банку?
– Мы рассматриваем ее выпуск как важную часть своей социальной ответственности. С одной стороны, при поддержке наших клиентов оказывается реальная помощь детским домам. С другой стороны, мы предоставляем клиентам удобный инструмент участия в благотворительной деятельности. Для банка конечная цель программы «Достойный дом детям!» — это не получение дохода. Хотя, конечно, программа не является планово-убыточной: как минимум свои расходы на выпуск и обслуживание карт банк покрывает.