Top.Mail.Ru
архив

Добрый пластик

«Беззатратная» благотворительность в России набирает обороты. Аффинити-карты, позволяющие их держателям делать пожертвования фактически за счет банка, есть сейчас практически у всех крупнейших игроков финансового рынка. Проценты на добрые дела отчисляются из прибыли, которую банкиры получают от транзакции. Во всем остальном карта ничем не отличается от обычного платежного пластика.

 

аффинити-картаЗа рубежом аффинити-карты снискали себе популярность уже давно. Первые такие карты появились в середине 80-х годов в США, и сегодня они широко используются по всему миру для сбора средств в поддержку всевозможных детских благотворительных организаций, фондов защиты природы и животных, для финансирования спортивных и образовательных учреждений. Владелец такой карты пользуется привычными для него банковскими продуктами, совершает свои обычные покупки, но при этом определенный процент потраченной суммы перечисляется на конкретную социальную программу. И все это без какого-либо ущерба для семейного бюджета. Стоимость товаров и услуг для держателя аффинити-карты не меняется, с карты списывается только заплаченная за покупку сумма. Благотворительный взнос за него делает банк, выпустивший эту карту.

Крупнейшим международным аффинити-проектом по праву считается «зеленая» карта Breathe Credit Card, эмитированная банком Barclays совместно с фондом «Чистая планета». С заботы об окружающей среде, точнее о братьях наших меньших, начиналась история аффинити-карт и в России. К примеру, в «продуктовом арсенале» Альфа-банка кобрендовая карта со Всемирным фондом дикой природы (WWF) появилась в 2006 году.

На поддержку российских природоохранных проектов WWF с каждой транзакции банком отчисляется 0,36% от сумм всех покупок, совершаемых владельцами дебетовых карт категории Classic. Причем комиссию за выпуск такой карты Альфа-банк вообще не взимает, а за ее обслуживание клиент платит символическую сумму – 129 рублей в год.

Но все-таки «природоохранная благотворительность» — не основной аффинити-продукт у отечественных банков. Большинство предпочитает заключать партнерские соглашения с различными детскими фондами. Так, например, Сбербанк совместно с фондом «Подари жизнь» направляет на лечение детей с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями по 0,3% от сумм покупок по счету карты и еще 50% платы за первый год ее обслуживания. А обходятся такие карты их владельцам, в зависимости от ее типа (это могут быть дебетовые и кредитные Classic, Gold и Platinum) – от 0 до 15 000 рублей в год. Выпускаются карты бесплатно. На начало этого года Сбербанком выпущено 224 700 карт Visa «Подари жизнь».

В сентябре 2009 года аналогичная программа появилась и в одном из крупнейших частных банков страны – «Уралсибе». Вместе с Детским фондом «Виктория» банк запустил проект «Достойный дом детям!», включающий в себя как аффинити-карту, так и благотворительный вклад. Более того, до сентября 2009 года в течение трех месяцев в банке действовала специальная акция с аналогичным названием. По ее результатам и решено было сделать постоянную программу, которая позволила бы клиентам получать качественные банковские услуги и при этом помогать воспитанникам детских домов. Из собственных средств на реализацию благотворительных проектов «Уралсиб» направляет 0,5% от денежного оборота по оплате товаров и услуг, совершенных с использованием дебетовых и кредитных MasterCard Standard и Gold. По поручению клиента банк направляет в фонд и 0,5% годовых от суммы процентов по вкладу «Достойный дом детям!». По состоянию на март этого года, клиентами «Уралсиба» перечислено в Детский фонд «Виктория» свыше 14,2 млн рублей. Эти средства были направлены на ремонт и обустройство детских домов.

В декабре 2009 года начал выпускать аффинити-карты и Промсвязьбанк. Партнером эмитента стал благотворительный фонд спасения тяжелобольных детей «Линия жизни». Пожертвования в пользу фонда составят 0,5% от суммы всех операций по оплате товаров и услуг, совершенных клиентом с помощью этой карты и 50% от суммы комиссии банка за обслуживание счета карты в первый год использования (сама комиссия составляет 900 рублей за Visa Classic и 2900 рублей – Visa Gold).

 

На сегодняшний день, даже по самым скромным подсчетам, на мировом рынке находится в обращении аффинити-карты более 2500 благотворительных программ. По нашей оценке, только в России их уже несколько десятков. Правда, не все банки дополнительно афишируют наличие у себя аффинити-карт и не желают особо вкладываться в их продвижение. А многие отечественные банки, пока не имеющие таких карт в своей линейке, также заявили «Ко», что готовы выпустить их по желанию (запросам) клиента.

 

 

С акцентом на благотворительность

Банковские кобрендовые карты, выпускаемые кредитными организациями совместно с благотворительными фондами, – в России это еще экзотика или уже постоянная практика? Чтобы выяснить это, «Ко» обратился к одному из лидеров аффинити-движения в стране – банку «Уралсиб». Рассказывает заместитель председателя правления банка Илья Филатов:

 

– Два года назад, когда мы запускали проект «Достойный дом детям!», возможно, аффинити-карты и воспринималась рынком как экзотика. Но сейчас такие продукты есть у целого ряда банков. Не могу сказать, что их очень много, но тенденция очевидна. Причем, как свидетельствует наш опыт, и у клиентов благотворительные банковские продукты перестали вызывать удивление. Так, к нашей программе «Достойный дом детям!» меньше чем за два года присоединились 50 000 наших клиентов: 36 500 стали держателями благотворительных карт и 18 500 – благотворительных вкладов. Число участников программы растет практически каждый день, причем во всех регионах присутствия банка.

 

– Одной аффинити-картой вы не ограничились, у вас есть и благотворительный вклад... Подойти к вопросу комплексно?

– Мы считаем, что у клиентов должен быть выбор – каким именно образом помогать обездоленным детям. Включив в программу «Достойный дом детям!» еще и банковский вклад, мы объективно расширили возможности для благотворительной деятельности. Как свидетельствует статистика, такой подход оказался оправданным: треть из 50 000 наших клиентов, вступивших в программу, сделали это, открыв вклад.

 

– Ваш пример может «растолкать» и других игроков финансового рынка?

– Думаю, что число таких продуктов будет и дальше увеличиваться. И если наш пример кого-то вдохновит, я буду этому только рад: речь идет не просто об обычном банковском продукте, но и о выполнении определенной социальной миссии.

 

– Почему аффинити-проекты пользуются популярностью у клиентов?

– Они предлагают клиентам, в дополнение к привычному банковскому сервису, простую и понятную схему участия в благотворительности. При этом от самих клиентов по большому счету требуется не так уж и много: достаточно прийти в отделение банка, открыть карту и активно ею пользоваться. Как вариант можно еще открыть вклад – и, получая по нему проценты, автоматически направлять их часть на благое дело. Никаких дополнительных затрат времени и сил на поиск подходящего благотворительного проекта, перевод на него средств, отслеживание их расходования от клиента не требуется — это все на себя берет банк. Обычно именно такие «технологические» сложности и останавливают людей от активного участия в благотворительности. Кроме того, в нашем случае всегда можно посмотреть, сколько денег было собрано и на что именно они пошли: наш партнер, Детский фонд «Виктория», регулярно публикует отчеты на своем сайте.

 

– Что подобная благотворительность может принести банку?

Мы рассматриваем ее выпуск как важную часть своей социальной ответственности. С одной стороны, при поддержке наших клиентов оказывается реальная помощь детским домам. С другой стороны, мы предоставляем клиентам удобный инструмент участия в благотворительной деятельности. Для банка конечная цель программы «Достойный дом детям!» — это не получение дохода. Хотя, конечно, программа не является планово-убыточной: как минимум свои расходы на выпуск и обслуживание карт банк покрывает.







 

 

Еще по теме