Top.Mail.Ru
архив

Добуриться до полюса

 

Известный своими разоблачениями сайт Wikileaks раскрыл очередную тайну. Как оказалось, за месторождения Арктики идет настоящая война. Хотя представители российского руководства и, в частности, премьер-министр Владимир Путин уверяют, что никакой битвы за этот богатый полезными ископаемыми регион не планируется, РФ четко выразила собственный интерес к освоению территории экспедицией (август 2007 года) полярника Артура Чилингарова. Напомним, что он установил российский флаг на дне Северного Ледовитого океана, обозначив тем самым территориальные претензии нашей страны на шельф арктических морей. Из обнародованных Wikileaks дипломатических депеш следует, что государства, расположенные рядом с Арктикой, в том числе РФ и США, прилагают значительные усилия, чтобы доказать свои права на эту территорию. В ход идет и откровенный пиар, как в ситуации с экспедицией Артура Чилингарова, и «игра мускулами». Администрация Джорджа Буша в лице Госдепартамента США сразу после «триумфального» погружения наших батискафов на дно Северного Ледовитого океана заявила, что водруженный полярными исследователями российский флаг не имеет никакого юридического веса в заявке РФ на территорию морского шельфа. «Я не уверен, что именно они водрузили – металлический флаг, резиновый флаг или пластину на дне океана, но чем бы оно ни было, это не имеет никакого легального значения или эффекта для этой заявки», – сказал заместитель официального представителя Госдепа США Том Кейси. «Никакой угрозы для канадского суверенитета в Арктике не существует... Вопрос о суверенитете в Арктике – это не вопрос. Это наша страна. Это наша собственность. Это наше море. Арктика – канадская», – заявил следом министр иностранных дел Канады Питер Маккей. По всей видимости, Россия намерена отстаивать собственную точку зрения и свои права на этот регион, иначе как объяснить появившуюся буквально сразу после выступления оппонентов информацию о том, что РФ собирается создать специальные «арктические войска» для защиты северных территорий. Правда, это заявление затем было дезавуировано, но, как говорят, «осадочек остался». Буквально на прошлой неделе стало известно, что Дания намеревается выдвинуть официальные претензии на Северный полюс. Об этом свидетельствует проект датско-фарерско-гренландской стратегии на предстоящее десятилетие. В документе утверждается, что «королевство собирается выдвинуть требования на континентальный шельф в пяти зонах вокруг Фарерских островов и Гренландии, включая собственно Северный полюс». Датчанам действительно нужно поторопиться, так как, согласно данным опять же Wikileaks, американские дипломаты активно выступают за предоставление независимости Гренландии (в настоящее время остров находится под контролем Дании), и в случае успеха нефтяные и газовые компании США получат «уникальную возможность» освоить богатые ресурсами территории. Бывший посол США в Дании Джеймс Кейн в одном из донесений сообщает, что он представил правительству Гренландии нью-йоркских финансистов, обещавших островным властям помощь в получении инвестиций для разработки полезных ископаемых. Возникает логичный вопрос: почему война за Арктику развернулась именно сейчас, ведь особого интереса к этому региону прилежащие страны еще каких-то десять лет назад фактически не проявляли?

 

Вопрос цены

Ответ на поставленный выше вопрос достаточно банален: десять лет назад нефть стоила немногим более $20 за баррель, и разработка труднодоступных арктических месторождений была абсолютно нерентабельной. «Десять лет назад ни цены на нефть, ни возможности российских нефтяных компаний (финансовые и технологические) не позволяли всерьез планировать разработку арктического шельфа. На сегодняшний день в мире в целом сложилось понимание скорого исчерпания легкодоступных запасов нефти, а развитие технологий добычи и транспортировки позволяет рассчитывать на рентабельность добычи на части месторождений северного шельфа РФ», – подтверждает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «БФА» Денис Демин. «Не секрет, что большая часть месторождений в материковой части евразийского материка исчерпана. Однако потребности человечества в углеводородах продолжают расти. Отражением возросших потребностей является быстро растущая цена на нефть», – соглашается замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. Высокая стоимость углеводородов и прогнозы дальнейшего ее роста делают добычу нефти и газа на шельфе экономически обоснованной. Более того, в перспективе существенное преимущество получит тот, кто будет обладать доступом к крупным источникам «голубого» и «черного золота». С учетом того, что Россия крайне зависима от доходов, связанных с добычей и экспортом углеводородов, составляющих порядка 45% доходной части бюджета, нашей стране жизненно необходимо обозначить присутствие и заявить свои права на освоение арктического шельфа. Ведь на шельфе содержится четверть наших запасов нефти и половина запасов газа. Разведанные запасы на шельфе Северного Ледовитого океана составляют 25% мировых запасов углеводородов. Потенциальные запасы нефти российской части Арктики – это порядка 30 млрд тонн, что сопоставимо с размером запасов Саудовской Аравии. Потенциальные запасы газа российской части Арктики – порядка 70 трлн куб. м (для сравнения: запасы Ирана составляют 28 трлн куб. м, Катара – 25 трлн куб. м). Интерес к арктическому шельфу проявляет не только Россия, но и Канада, США, Норвегия, Дания, Великобритания. «В последнее время Арктика стала зоной столкновения геополитических интересов. Наиболее ярко это проявилось в 2008 году, когда стоимость барреля нефти достигла рекордных значений. Так, в июле 2008-го стоимость фьючерсного контракта на нефть марки Light Sweet на Чикагской товарной бирже превысила отметку $147 за баррель», – напоминает Алексей Козлов. «Сейчас очень серьезные разговоры вокруг новых способов добычи углеводородов участились, поскольку все понимают, что по большому счету у нас разведанных запасов осталось от силы лет на двадцать, не более. И поэтому сейчас на пике актуальности проблема получения углеводородов любыми доступными методами, невзирая на более тяжелые условия добычи и стоимость», – констатирует генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. С этой точкой зрения согласен и ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов, полагающий, что этот вопрос нужно решать именно сейчас, уже через несколько лет может быть поздно.

Кардинально другого мнения придерживается управляющий партнер «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. Он считает, что сейчас просто ни у кого нет денег для того, чтобы осваивать арктический шельф. «История его раздела связана с психозом и желанием поделить то, о чем забыли», – добавляет эксперт. Генеральный директор группы компаний «Каспийская энергия» (строила ледовоустойчивые буровые платформы для ЛУКОЙЛа) Илья Кокарев подсчитал, что разработка шельфовых месторождений в Арктике будет рентабельна только при ценах на нефть выше $150 за баррель. Но кто может гарантировать, что «черное золото» за несколько месяцев не упадет в цене вдвое? Ведь такие примеры уже были. Иван Андриевский уверен, что весь этот «арктический спектакль» больше похож на некую авантюру, в которую пытаются втянуть Россию.


Претензии Москвы

Как напоминает Die Welt, Россия, подписавшая Конвенцию по морскому праву в 1982 г., сейчас пытается документально подтвердить, что хребты Ломоносова и Менделеева являются геологическим продолжением ее континентального шельфа. В этом случае Москва сможет претендовать еще на 1,2 млн кв. км Арктики и вести разработку месторождений. Секретарь Сов­беза РФ Николай Патрушев два года назад уточнял, что Москва претендует на 18% дна Северного Ледовитого океана.


 

И Сталин такой молодой...

Представитель ЛУКОЙЛа напоминает, что интерес к Арктике возник отнюдь не вчера. «Во времена СССР проводились первые геологоразведочные работы. Однако зачем вкладывать огромные деньги в Арктику, когда только Западная Сибирь давала стране сотни миллионов тонн нефти. Прошли годы. Традиционные месторождения вступили в естественный период истощения. Геологи утверждают, что крупных, свыше, допустим, 100 млн тонн, месторождений на суше России не осталось. Надо идти на шельф», – рассказывает представитель нефтяной компании. По словам автора книги «Сталин: арктический щит» историка Юрия Жукова, лишь недавно были открыты некоторые архивы Политбюро, а в них – ключевые политические документы по Арктике. Как говорит Жуков, после революции 1917 года Иосиф Сталин стал первым советским политиком, который заинтересовался северной экономической и военной стратегией России, выработанной еще в конце XIX века. Именно Сталин обратился в Политбюро с предложением о создании Северного флота и строительстве для него базы в Кольском заливе. «В Политбюро ему сказали: это, мол, не наше дело, отдавайте в Комиссию обороны при Совнаркоме (в то время Сталин был всего лишь членом этой комиссии. – Прим. «Ко»). А там ответили: якобы у нас и так хватает проблем, вот дойдет очередь до проблемы Военно-морского флота, тогда и будем смотреть ее», – рассказывает Юрий Жуков. Но интерес Сталина к Арктике отнюдь не ограничивался военными вопросами, именно при нем начала разрабатываться концепция освоения северного региона не столько как плацдарма для Вооруженных сил Советского Союза, сколько как альтернатива уже использующимся месторождениям полезных ископаемых. Правда, тогда ученые еще слабо представляли, когда проекты, «нарисованные» на бумаге, можно будет воплотить в жизнь. Кстати, примерно такая же позиция была у СССР по отношению к Антарктике: на экспедиции туда тратились колоссальные денежные средства, отдача от которых в обозримом будущем не ожидалась. Но имелась стратегическая задача – «застолбить» за Союзом место на Южном континенте. Ведь рано или поздно вопрос раздела Антарктики встанет ребром, и тогда, согласно международным договорам, право на кусок этого пирога будут иметь лишь те страны, которые осваивали континент в последние несколько десятилетий. «Нынешнее активное освоение арктического шельфа продиктовано геополитическими соображениями. В последнее время на фоне прогнозируемого сокращения мировых запасов углеводородов иностранные государства все активнее интересуются вопросами разработки месторождений в Арктике. И России путем активизации в регионе необходимо закрепить свои национальные интересы, чтобы не быть вытесненной из него», – поясняет управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. Вот только во сколько обойдется этот проект по «застолблению» Арктики? «У России нет денег не то что на освоение Арктики, но и на развитие своих сухопутных территорий. Поэтому шансы России на освоение арктических просторов в ближайшие годы равны нулю», – категорично заявляет Иван Андриевский. Он не одинок в этой оценке, ведь на реализацию многих проектов потребуются не только технологии, но и колоссальные денежные вливания. Очевидно, что коммерческие структуры к этому не готовы, возможно, именно поэтому в сторону Северного полюса пока «смотрят» лишь государственные «Газпром» и «Роснефть». Ведь, представив красочную перспективу арктических проектов, они вполне могут рассчитывать на помощь из бюджета и налоговые льготы. «Цена за баррель, конечно, имеет значение, но это не единственный фактор, – поясняет представитель «Роснефти». – Понятно, что поиск и разработка углеводородов в таких экстремальных условиях значительно дороже, чем на суше. Рентабельность будет во многом зависеть от налоговой политики государства».


Большие планы

«Газпром» планирует довести добычу на шельфе РФ до 200 млрд куб. м к 2030 г., сообщил вице-спикер Госдумы, глава Российского газового общества (РГО) Валерий Язев на конференции «Нефть и газ российской Арктики». Он также напомнил, что первая нефть с Приразломного месторождения начнет поступать в конце 2011 г. Трубопроводный газ пойдет со Штокмана в 2016 г., СПГ – в 2017 г. Месторождения Харасавэйское и Крузенштернское в Карском море будут введены в 2019-м и 2020-м соответственно. Язев отметил, что законопроект о южной границе арктической зоны РФ будет внесен в 2013 г. Он также сообщил, что при существующей налоговой системе работа на арктическом шельфе РФ нецелесообразна.


 

Смена партнера

Самым ярким примером борьбы за кладовые Арктики в последнее время была ситуация вокруг «Роснефти» и BP. Российская сторона нашла партнера, вроде бы готового не только давать деньги на развитие проектов, но и предоставлять технологии, которых у нас попросту нет. Генеральный директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» Григорий Стратий признает, что без западных технологий нам не обойтись. Он приводит в пример Норвегию. Эта страна начинала освоение шельфа с нуля, не имея за плечами никакого опыта, но привлекала уже имеющиеся технологии за рубежом. «И посмотрите, как далеко она продвинулась в этой сфере сейчас», – указывает эксперт. Вот только с BP у «Роснефти», как говорится, «не срослось». Из-за разногласий с российскими акционерами ТНК-BP – группой AAR сделка была сорвана. Тем не менее у «Роснефти» остаются другие возможности для привлечения стратегического партнера. В частности, на данный момент российская сторона ведет активные переговоры с Shell. Кроме того, столь большой пирог, как Арктика, интересен достаточно широкому кругу инвесторов, в который входят китайские и индийские коммерческие структуры. «Компания занимается этим не только потому, что в ее названии есть приставка «Рос», – комментирует ситуацию вице-президент УК «Риком-Траст» Андрей Иванов. – Для нормального функционирования переработки требуется обеспечение высокого уровня сложности переработки и качества продукции. Это значит, что вслед за наращиванием добычи последует строительство новых инфраструктурных и перерабатывающих мощностей. Соответственно перспективы освоения региона растут с каждым вложенным рублем/долларом/фунтом стерлингов». Вопрос только в том, какое количество денег на это потребуется и насколько весьма существенные затраты являются экономически обоснованными.

Официальный представитель «Роснефти» заверил «Ко», что за десять лет технологии нефтегазодобычи на шельфе, в том числе в ледовых условиях, шагнули далеко вперед. Появились принципиально новые технические решения, позволяющие осуществлять бурение и разработку арктических участков шельфа на протяжении большей части календарного года. Еще пятнадцать лет назад труднодоступным считался шельф Сахалина, но уже сегодня там успешно добывают нефть и газ. У «Роснефти» имеется опыт геологоразведки и бурения на шельфе Камчатки. Поэтому освоение северных морей представляется вполне реальным. Тем более что для разведки и освоения месторождений арктического шельфа планируется привлечение крупнейших иностранных компаний, имеющих опыт разработки в условиях Арктики и Субарктики. «Роснефть» и «Газпром» получили от государства (без аукционов и конкурсов!) лицензии на наиболее перспективные арктические месторождения. В настоящее время ни на одном месторождении не ведется добычи нефти и газа», – рассказал на условиях анонимности представитель ЛУКОЙЛа. Большинство из опрошенных «Ко» экспертов не сомневаются в том, что гос­компаниям удастся реализовать столь масштабные проекты в Арктике.

 

А есть ли альтернатива?

На пути российских компаний в Арктику стоят не только сложности в освоении месторождений, конъюнктура мировых цен на нефть, но и отношение к углеводородам в глобальном масштабе. Напомним, что, согласно программе Евросоюза, к 2025 году половина машин в еврозоне должна использовать альтернативные источники энергии. Не значит ли это, что через каких-то 10–15 лет роль углеводородов в мировом масштабе снизится и на повестку дня выйдут не добыча нефти на далеком и холодном шельфе, а посевные площади для выращивания кукурузы, на масле которой станут ездить автомобили? «Я думаю, что альтернативные виды топлива еще долгие годы не смогут компенсировать рост потребления сырья в мире. Развитие альтернативных источников, скорее, носит ограниченный характер», – считает аналитик по нефти и газу ФГ «БКС» Андрей Полищук. «Я полагаю, что разработка углеводородных месторождений будет востребованной, так как себестоимость добычи, например сланцевого газа, по данным различных источников, тоже является достаточно высокой и превышает $100 за 1000 куб. м, а спрос со стороны Китая и Индии на нефть растет очень высокими темпами», – подтверждает старший аналитик ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. Но Иван Андриевский рисует совершенно иную картину будущего: инженеры неустанно работают над повышением КПД существующих двигателей внутреннего сгорания, и в перспективе он может вырасти в два раза, а значит, в мире снизится спрос на углеводороды. Андриевский указывает на то, что уже сейчас по Москве ездят автомобили с гибридными двигателями. «В этой связи перспективы углеводородов выглядят по меньшей мере туманно», – резюмирует эксперт.

«Источник опасности для компаний энергетической сферы – мировая экономическая депрессия, в которую грозит перейти стабильность 2009 – 2011 гг. От начала депрессии до подлинного выхода из кризиса мировой экономики может пройти много времени, – рассуждает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений. – В течение него можно ожидать появления реальной альтернативы сжиганию углеводородов, таких источников энергии, что обеспечат сокращение себестоимости промышленной и сельскохозяйственной продукции. Благодаря этому будет создана одна из важнейших предпосылок возвращения экономики планеты к активному росту». Иными словами, развитые страны в любом случае будут двигаться в сторону альтернативных источников энергии, и как в эту схему «впишутся» дорогостоящие арктические проекты, пока не совсем понятно. Хотя многие эксперты признают, что углеводороды вообще, в том числе и Арктики, востребованы будут. «Объективно нефти и газа в мире больше не становится, а человечество пока так и не нашло им полноценной замены, – отмечает представитель «Роснефти». – Альтернативные виды топлива пока способны лишь помогать экономить углеводородные ресурсы, но не заменить их». В подтверждение позиции «Роснефти» говорит и последний пример с трагическими событиями в Японии. В результате аварии на атомной станции резко возросли потребности региона в углеводородном сырье, а ряд стран заявили о намерении и вовсе свернуть программы ядерной энергетики. Это означает, что в обозримой перспективе спрос на углеводороды если и не будет расти, то уж точно не упадет.

 

Китайский козырь

«Темной лошадкой» в вопросе освоения Арктики остается Китай, который на первый взгляд не имеет никаких юридических оснований для того, чтобы приложиться к этому пирогу, но, с другой стороны, очень хочет это сделать. Причем противостояние «Роснефти» и AAR дало Пекину хороший шанс, но он его пока не использовал. «Шансы России и США достаточно велики, однако Китаю придется действовать через структуры других государств, и в группу лидеров ему вряд ли удастся выйти», – говорит Василий Колташов. Тем не менее Дмитрий Абзалов напоминает, что уже сейчас Поднебесная считает Арктику зоной своих стратегических интересов. Во-первых, это идеальная транспортная артерия для китайских товаров в Европу и США. По словам господина Абзалова, Пекин уже сегодня строит свой ледокольный флот, а значит, намерен принять активное участие в освоении Северного морского пути. И помешать ему в этом никто не сможет. Более того, в случае глобального конфликта военные столкновения будут происходить именно в Арктике, поэтому Китай постарается создать там свою военную базу, предупреждает эксперт. Казалось бы, о какой базе идет речь? Но Иван Андриевский также считает, что Пекин вполне может найти на шельфе свободное от территориальных притязаний других стран место и поставить там собственную буровую платформу, а рядом – для охраны – боевую, которую оснастит ракетами и включит в инфраструктуру взаимодействия с боевыми кораблями и подводными лодками. Официально это будет называться защитой от «пиратов» либо «террористов», но де-факто являться плацдармом присутствия китайских войск в Арктике. Тем более что подобных платформ может быть не один десяток. «У них (КНР. – Прим. «Ко») хватит на это и сил, и денег, и политического влияния в мире», – резюмирует Иван Андриевский. Так что в перспективе основными конкурентами России на арктическом шельфе вполне могут стать не Канада или Дания, а именно Китай.


Еще по теме