Догнать и перегнать Грузию
Минэкономразвития опубликовало проект постановления правительства, предусматривающего меры по реализации указа президента о критериях оценки работы госслужащих для улучшения условий ведения бизнеса в России. Критерии просто завораживающие - двадцать минут на проезд через таможню, пять дней на открытие фирмы, одна минута в очереди с документами на покупку квартиры, 20-е место в рейтинге Doing Business и пр. Правда, всех этих высот планируется достичь к 2018 г. - то ли к чемпионату мира по футболу, то ли к президентским выборам.
Поминутная оценка работы госслужащих - "фишка", принятая в Грузии. После "революции роз" Михаил Саакашвили провел радикальную реформу госаппарата, и бюрократическая волокита сменилась оперативным государственным сервисом. Однако такие же планы российского правительства в Интернете большинство оценило как нереалистичные. Причина проста. В Грузии начинали не с поминутной тарификации работы чиновников, а с тотальной зачистки старого госаппарата; радикального сокращения его численности, сопровождавшегося значительным увеличением зарплат; упразднения целого ряда служб, которые занимались поборами с бизнеса и граждан; уголовного преследования коррупционеров; реформы правоохранительных органов; внедрения современных информационных систем; обучения кадров и т.д. Минуты и секунды на обслуживание граждан стали следствием комплексной и радикальной замены госаппарата.
В России же телега ставится впереди лошади. Растущему как на дрожжах госаппарату, реформа которого даже не намечается, ставят "модернизационные" задачи в расчете на административный кнут. Но все эти бюрократические проволочки - основа основ коррупции в любой стране. Иначе смысла нет платить взятки, для того чтобы ускорить процесс. Поэтому новые нормативы система спустит на тормозах. Дело ограничится лишь показательными "потемкинскими" примерами успешности реформы и такой же показательной поркой ослушников к очередным выборам.
Реформа госаппарата в Грузии проводилась молниеносно - в течение года основные ее задачи были решены. "Шоковая терапия" госаппарата была болезненной, но зато дала быстрый эффект - страна получила новый госаппарат. Уволенные с работы чиновники пополнили ряды недовольных новой властью и примкнули к оппозиции. Недавняя победа "Грузинской мечты" на парламентских выборах - в определенном смысле реванш обиженных реформами. Но за прошедшие годы Грузия сильно изменилась благодаря тому, что преобразования проводились быстро и решительно, поэтому откат назад может быть лишь ситуативным и незначительным. Дореформенное прошлое стало для большинства грузинских граждан таким далеким и непривычным, что вернуть его невозможно. В недавнем интервью "Ленте.ру" бывший министр экономики Грузии Каха Бендукидзе посетовал на то, что часть студентов его Свободного университета не восприняла всерьез угрозу возвращения в страну "воров в законе" в случае победы оппозиции, так как не знает, кто это такие. Для Грузии, которая в советское время была основной кузницей такого рода "кадров", это удивительный результат.
В России же меры по улучшению работы чиновников растягивают на шесть лет, чтобы не ранить их чувствительные натуры и "сохранить стабильность". Такими темпами догнать и перегнать Грузию невозможно.