Top.Mail.Ru
рынки

Догоняя Москву: что мешает цифровизации в регионах

Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС Фото: Александр Астафьев / POOL / ТАСС

Цифровая трансформация — одна из шести национальных целей развития РФ до 2024 года. И если Москва уже стала одним из мировых лидеров в сфере цифровизации, то даже крупным российским регионам сложно добиться статуса цифровых мегаполисов. О вызовах цифровизации, внедрении искусственного интеллекта и переходе на архитектуру «Гостеха» журналу «Компания» в рамках ЦИПР рассказали региональные министры цифрового развития. 

Единый план по достижению национальных целей развития страны правительство РФ опубликовало осенью 2021 года. Уже тогда было заявлено, что «цифровой зрелости» можно достичь, внедряя конкурентоспособные отечественные IT-решения в ключевые отрасли экономики и социальной сферы. Однако уже в феврале 2022-го стало понятно, что переход на российские технологии — не просто рекомендация властей для цифровой трансформации страны, а необходимость в условиях мирового кризиса и санкций.

При этом импортозамещение оказалось одним из главнейших вызовов для цифровизации, рассказал «Компании» министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин. «Сейчас многие столкнулись с проблемами из-за ухода иностранных компаний. Красноярский край — один из центров промышленного производства и добычи полезных ископаемых в РФ. В регионе есть крупные компании в этой сфере, их проблемы как раз связаны с уходом иностранных вендоров», — объяснил он.

По его словам, трудности касаются аппаратного обеспечения, поскольку нет технической поддержки. «Если что-то выходит из строя, приходится заниматься каннибализмом, собирать из двух одно», — добавил Распопин. Он также отметил, что существующие отечественные решения не всегда производятся в РФ, они также зачастую уступают иностранным по соотношению цены и качества. Поэтому важно решить, какие иностранные технологии точно нужно менять на российские, учитывая, что отечественные, вероятно, будут дороже, а какими можно пользоваться, задействуя при этом параллельный импорт.

«Многие говорят, что важно добиться технологического суверенитета, но это невозможно без постоянного производства технологий. Мы за последние годы привыкли, что технологии можно покупать, своя технологическая школа немного деградировала во многих отраслях», — считает политик. Распопин призывает включиться в технологическую гонку, а вопрос вложений в российские IT-решения и инвестиций в их разработку он назвал одним из глобальных вызовов для страны.

«Людей просто не хватает»

Предоставление гражданам возможности приобретать востребованные цифровые компетенции — еще один шаг на пути к «цифровой зрелости» страны. И хотя спрос на курсы по IT-специальностям с начала спецоперации подскочил примерно на треть, а сервисов онлайн-обучения цифровым профессиям становится все больше, кадровый голод — очередной вызов для российских регионов.

В Кемеровской области на кафедре информационных технологий выпуск небольшой, особенно учитывая, что население региона — всего 2 миллиона 800 тысяч человек, рассказал «Компании» министр цифрового развития Максим Садиков. «Это очень мало, специалистов быстро разбирает промышленность», — добавил он. По его словам, разрыв между необходимым для бизнеса количеством айтишников и их реальным числом составляет 4–5 раз. «Это проблема, так что берем студентов, учим их, заинтересовываем», — отметил Садиков. Однако, по его словам, «кадровый голод есть везде».

Это подтвердил и руководитель департамента цифрового развития Воронежской области Денис Волков. Однако сложность, по его словам, не в дефиците молодых айтишников. «Нам не хватает профильных специалистов с достаточным уровнем цифровых знаний и навыков в сферах госуправления. Именно переобучение этих сотрудников — одна из ключевых задач», — поделился он.

Мнение Садикова и Волкова разделяет Распопин. «Сейчас Красноярский край на себе ощущает эту проблему», потребность работодателей в инженерах не закрыта. Людей просто не хватает. Мы наращиваем у себя штатную численность, но не можем найти специалистов с уровнем профессиональных компетенций, который нам нужен», — отметил он.

«Умный город — проект про умных людей»

«Комфортная и безопасная среда для жизни» — отдельная от цифровой трансформации национальная цель развития. Однако цифровизация предполагает внедрение технологий во все сферы жизни человека. Поэтому развивающийся под Минстроем проект «Умный город» можно назвать связующим звеном между качественной жизнью в городе и технологиями.

При этом Садиков утверждает, что «Умный город» — история не про красивые лавочки и даже не про цифровизацию. «Это в первую очередь про умных людей. Мало поставить цифровую остановку, если люди не умеют и не видят смысла ею пользоваться, скоро она превратится в каморку для бомжей. Если население не будет пользоваться архитектурой “Умного города” и им жить, тогда это все фикция», — заявил он. При этом Садиков верит, что людей можно сделать «умными» через «вовлечение, сообщества и разъяснения». От этого проекта в Кемеровской области взяли систему взаимодействия властей и населения для активного участия людей в жизни города, рассказал министр.

«Умный город» — проект, который должен быть реализован в очень консервативной среде, считает Волков. Свою позицию он объясняет тем, что вокруг построено огромное количество зданий, сооружений, проведено множество трубопроводов, кабелей, трасс, и теперь весь этот массив должен перейти в цифру. Речь идет о колоссальных масштабах, здесь предстоит путь длиной в десятилетия, подчеркнул руководитель департамента цифрового развития.

По сути, «Умный город» — это вектор развития, сказал Распопин. «Если не брать вещи, связанные с комфортной городской средой, этот проект — трансформация всех составляющих городского хозяйства. Это свет, ЖКХ, уборка дорог — везде есть цифра. В Красноярском крае этот проект развивают по всем направлениям», — объяснил он. По словам политика, у данного проекта большое будущее, он важен, так как все хотят жить в комфортных и безопасных городах.

«С этим связан и вопрос кадров. Многие ребята не уезжали бы, если бы находили интересную работу и были вовлечены в важные проекты, а также если бы жили в комфортной городской среде. Регионам нужно обеспечить эти два фактора, тогда специалисты будут оставаться», — предположил Распопин.

Человеку — творчество, роботам — рутина

Искусственный интеллект — тема, которая сегодня крайне популярна, однако внедрение нейросетей упоминалось и в документе правительства по национальным целям в 2021 году. Регионы с энтузиазмом подхватили этой тренд.

Так, перед Кемеровской областью стоит цель — максимально роботизировать и автоматизировать рутинные процессы, чтобы высвободить ресурс госслужащих и перенаправить их силы на решение более нетривиальных, творческих задач, рассказал Садиков. По мнению министра, человек должен больше заниматься осмыслением и принятием решений.

Для этого в 2020 году в регионе совместно с фондом «Центр стратегических разработок» (ЦСР находится под кураторством Минэкономразвития) была учреждена Ассоциация продвижения проектов искусственного интеллекта. Она объединяет регионы, чтобы они заявляли о проблемных вопросах с искусственным интеллектом. ЦСР делает обзор рынка, предлагает возможные решения. Если их нет, то призывает других членов ассоциации поработать в этом направлении.

На Кузбассе внедрено уже около 10 решений ИИ. Помимо использования роботов на «Госуслугах», в здравоохранении, а также в труде и занятости, искусственный интеллект задействован в юриспруденции. «Он отсматривает нормативные акты и говорит, в какой региональный норматив и каким образом надо внести изменения», — рассказал Садиков. Риски искусственного интеллекта никто еще не сформулировал, пока есть лишь инерционные опасения, утверждает министр. «ИИ — это машина, набор алгоритмов, ничего больше», — добавил он.

Волков, в свою очередь, считает, что искусственный интеллект — вещь сложная и не всегда предсказуемая. «При работе с нейросетями важно помнить, что принятие конечного решения и ответственность остаются на человеке, машина может лишь помогать и подсказывать», — считает он.

При этом врачи Воронежской области активно подключают алгоритмы ИИ к анализу различных типов снимков, чтобы из потока выделять аномальные, которые следует с максимальным приоритетом отдавать на анализ специалисту. Этот подход помогает повысить качество диагностики и снизить нагрузку на медицинских работников, объяснил Волков.

Глава цифровизации Красноярского края также убежден, что искусственный интеллект — вопрос сложный, поскольку сейчас обсуждается риск исчезновения ряда профессий из-за нейросетей. В этом регионе, как и в других, ИИ активно внедряется в здравоохранение. Также Распопин рассказал о высоких темпах развития «Цифрового консультанта». По его словам, в регионе есть два номера: на 112 звонят, если человеку стало плохо, на 122 — для любых других вопросов. «Сейчас на все звонки отвечает робот, он обрабатывает до 70% запросов», — отметил он. В этом году красноярский проект «Цифровой консультант» занял второе место в Первой Национальной премии за вклад в развитие цифровизации городского хозяйства «Умный город».

Переход на «Гостех»: за и против

Поэтапный переход федеральных государственных информационных систем (ГИС) на единую цифровую платформу «Гостех» стартовал 1 апреля 2023-го, для региональных систем процесс начнется 1 января следующего года. Однако о сроках завершения перехода в соответствующем указе президента Владимира Путина речи не идет.

Это объясняется сложностями, которые обнаружились при подготовке проекта. Среди них — неготовность ГИС с точки зрения безопасности, проблемы с источниками финансирования, вопросы надежности самой платформы, а также сопротивление ряда ведомств самой идее «Гостеха» как единой среды для государственного IT. При этом правительство ориентирует Минцифры на то, чтобы перевести на «Гостех» как можно больше информсистем, иначе инициатива потеряет смысл.

Волков назвал такую концепцию «прорывной и прогрессивной». «Воронежская область с интересом относится к ней и ждет, когда сможет быть включена к технологическим процессам по миграции на платформы “Гостеха”», — заявил он.

Отношение Садикова на этот счет, наоборот, неоднозначное. «С одной стороны, идея создания единой архитектуры для всех органов власти очень полезная и правильная. С другой — региональная информатизация, скорее всего, начнет умирать, потому что крупные структуры придут на реализацию, по сути, однотипных задач и выместят весь мелкий рынок», — считает он.

Министр напомнил, что в нынешней системе цифрового профиля работают десятки тысяч людей. Чтобы повторить такую систему на базе «Гостеха», нужно вложить столько же денег, сколько и в действующую, — в этом нет целесообразности, утверждает Садиков. «Кроме того, “Гостех” предполагает и свое облако, но оно у нас уже есть, на него потрачены деньги, закуплены серверы. Более логично использовать уже созданную инфраструктуру», — рассуждает политик.

Основной принцип заключается в том, что архитектура «Гостеха» — это экосистема, набор инструментов, с помощью которого можно самим строить решения, рассказал Распопин. Эту идею он считает «хорошей и правильной». «Сегодня фактически каждый регион развивает свою собственную систему, тратит на это ресурсы, при необходимости модернизации опять теряет деньги, когда они могли бы быть направлены на создание чего-то другого», — пояснил он.

Поскольку со следующего года региональные органы власти переходят на «Гостех», уже появились документы, по которым запрещено заниматься разработкой на других архитектурах, поделился министр. «Но, если регионам дадут возможность на “Гостехе” создавать собственные решения, будет очень здорово», — подытожил он.