Доигрались: Голливуд берет массовку измором

В США уже неделю продолжается забастовка актеров: 160 тысяч членов Гильдии актеров кино и телевидения протестуют против низких зарплат в Голливуде, недостаточных отчислений со стороны стриминговых сервисов и замены творческих работников искусственным интеллектом. Это уже привело к переносу выхода десятков фильмов и сериалов. Эксперты, опрошенные «Компанией», полагают, что голливудским киностудиям сейчас не до рабочего класса — они заняты собственным выживанием, и части актеров придется смириться с тем, что они оказались не у дел.  

Крупнейшая забастовка с 1980-х годов 

В 10:00 по московскому времени 14 июля в США началась забастовка актеров: члены Гильдии актеров кино и телевидения сообщили, что не выйдут на съемки и не станут участвовать в кампаниях по продвижению ранее отснятого контента. В своих требованиях они присоединились к бастующим сценаристам, которые заявили свой протест еще 2 мая.

По данным Variety, забастовка Гильдии киноактеров и Федерации артистов телевидения и радио США SAG-AFTRA оказалась самой масштабной с 1980-х годов. Поводом стала невозможность договориться с Альянсом продюсеров кино и телевидения (AMPTP) о пересмотре условий труда и росте зарплат. При этом совместный протест актеры и сценаристы заявили впервые с 1960 года.

Возмущения актеров оказались идентичны требованиям сценаристов: они пожаловались на низкие отчисления стриминговых сервисов, потребовали увеличить минимальную оплату труда, а также выразили недовольство растущей ролью ИИ, который создатели контента все чаще используют при создании сериалов и фильмов.

Помимо прочего, члены SAG-AFTRA указали на непрозрачную систему работы стриминговых сервисов: если проект становится популярным и набирает множество просмотров, актеры и сценаристы не получают от этого никаких выплат и надбавок. При этом 85% из членов Гильдии не по карману даже страховка профсоюза: для ее получения годовой доход должен составлять от 26 тысяч долларов.

Также участники акции заявили о необходимости ввести урегулирование использования ИИ: по словам протестующих, создатели контента все чаще применяют схему с однократным привлечением актеров массовки. Для экономии их внешность сканируют, а в дальнейшем используют цифровые образы, что лишает актеров дохода.             

«Прожиточный минимум не рос уже 40 лет»

К протесту присоединились и звезды первой величины. «Мы не то чтобы любим забастовки — но как без них? Без них — никакого развития индустрии», — цитирует «Российская газета» Дэниела Рэдклиффа, исполнителя роли Гарри Поттера.

Актеры «Оппенгеймера», одного из самых ожидаемых байопиков этого года, — Киллиан Мерфи, Мэтт Дэймон, Рами Малек и Эмили Блант — просто встали посреди премьеры фильма и покинули ее для участия в забастовке. «Они отправились писать протестные плакаты», — с пониманием прокомментировал их уход режиссер Кристофер Нолан. Сам он сравнил искусственный интеллект с атомной бомбой (о создании которой снял свой последний фильм «Оппенгеймер». — Прим. ред.).

Речь идет не о тех, кто зарабатывает миллионы, дала понять актриса и певица Шерил Ли Ральф. В 80% случаев проблема касается обычных пожилых и «не звездных трудяг», чей прожиточный минимум не увеличивали уже 40 лет, заявила она на пресс-конференции, посвященной забастовке.

Пока продолжается протест, члены профсоюза не могут сниматься в кино и рекламных кампаниях, бывать на церемониях, пресс-конференциях и встречах с аудиторией. Им запрещено появляться на премьерах фильмов, а также продвигать собственные проекты в социальных сетях. При этом актеры по-прежнему могут играть в театре, озвучивать аудиокниги, подкасты и анимацию, участвовать в реалити-шоу и обучающих программах.

Такой поворот может вывести из строя работу Голливуда, пишут местные издания. На фоне забастовки уже перенесены сроки выхода более десятка фильмов и сериалов, среди которых — «Очень странные дела», «Одни из нас», «Рассказ служанки», «Уэнсдэй», «Эйфория» и другие. Приостановлены съемки блокбастера «Дэдпул 3» от студии Marvel. А вот второго сезона «Дома дракона» забастовка не коснется — в нем снимаются европейские актеры, которые не состоят в Гильдии актеров США. Под угрозой сейчас и перенос премии «Эмми», изначально намеченной на 18 сентября.

«Компания» опросила представителей российской киноиндустрии, чтобы понять, возможно ли повторение подобной проблемы в нашей стране, а также попросила их дать прогноз по ситуации в Голливуде. 

«Киностудиям не до рабочего класса»

«Актеры в Голливуде в принципе недовольны уровнем оплаты. Они выбивают себе деньги, а стриминги это или прокат — уже вторично», — констатирует кинокритик Роман Григорьев. У студий же свои интересы и задачи, сложившаяся ситуация еще больше подстегнет их на использование для массовки и незначительных ролей цифровых копий, которые можно нарисовать компьютерной графикой, полагает эксперт.

«Голливудским киностудиям сейчас не до рабочего класса: они жестко конкурируют между собой. Тот же Disney вряд ли согласится сейчас на дополнительные выплаты: дела в компании идут не самым лучшим образом», — напоминает он.

Корпорация Уолта Диснея уже провела в этом году несколько раундов масштабных сокращений в рамках оптимизации затрат — всего до конца года планировалось уволить около 7 тысяч сотрудников. Благодаря сужению штата и масштабной реорганизации компания рассчитывала сэкономить 5,5 миллиарда долларов. Также в рамках программы по сокращению расходов Disney собирался удалить со своих стриминговых сервисов более 50 проектов, а в течение года поднять цену на платную подписку (ту, что без рекламных объявлений), писал Variety.

«Технологии постепенно отвоевывают человеческую территорию, и это абсолютно нормально. Водители же не устраивают забастовки против автопилотов в машинах. Никто не говорит “верните нам механическую коробку передач, не хотим ездить на автомате”», — рассуждает Григорьев. Первые, кто осваивает технологии, — это всегда бизнесмены, подчеркивает собеседник «Компании». И если есть возможность нарисовать массовку в компьютере, это будет сделано, говорит он.

«Более того, есть люди из этой индустрии, которые уже удачно продают свои образы. Из последних примеров — чешская модель и актриса Ева Герцигова, которая уже оцифровала свое изображение. На съемку условного Chanel или туфель Jimmy Choo она приезжает лично, а для участия в более мелких рекламных кампаниях может скинуть свой цифровой образ. Его используют 3–4 секунды, и он очень узнаваем, а лет через 5–10 будет вообще неотличим», — уверен кинокритик.

Но опасения, что через 25 лет на смену актерам придет ИИ и таланты окажутся не у дел, по мнению Григорьева, беспочвенны. «Ничего не исчезнет, просто будет больше форматов. Будут кинофестивали компьютерных фильмов, которые искусственный интеллект сам придумал, сам снял и сам нарисовал. Это будет интересно, я абсолютно уверен», — заключает он. Часть актеров, по его мнению, действительно может лишиться работы, однако актеры первой величины «всегда будут в полном порядке».

У члена Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) и владельца кинотеатров Сергея Пирожкова другое мнение. Если раньше зритель шел в кино посмотреть на конкретного актера, то в последние десять лет приоритетом все чаще становятся зрелищность и сюжет. «Раньше было достаточно заплатить огромный гонорар условному Тому Крузу, и успех фильму был гарантирован. А сегодня участие звезды предпочтительно, но не обязательно. Нет той роли звездности, которая была раньше. Соответственно, гонорары стали меньше, и люди выражают этому свой протест», — полагает он.

К этому добавились возможности ИИ, позволяющие «сгенерировать любой образ», что также снижает влияние актеров, заключает Пирожков. Область, связанная с использованием искусственного интеллекта, на его взгляд, действительно требует юридического урегулирования, поскольку влияет на возможности заработка артистов. 

В России тоже есть профсоюзы

Ни забастовка сценаристов, ни протест актеров на Россию никакого влияния не оказывают, замечает сопредседатель Межрегионального профсоюза кинематографистов Ксения Леонтьева. «Борьба идет с голливудскими студиями и стриминговыми платформами — и те, и другие на российском рынке не представлены с марта 2022 года. Поэтому отсроченные съемки, отмененные промотуры актеров в поддержку премьер, а также пустые сценарные запасы в будущем репертуар российских кинотеатров не обеднят — он уже и так беднее некуда», — отмечает она.

Голливуд сейчас столкнулся с непродлением отраслевых соглашений, пояснила собеседница «Компании». «Это такой документ между продюсерами и профсоюзами, который, по сути, заменяет трудовой кодекс в сфере, завязанной на фрилансерах. Эти соглашения прописывают условия труда, социальные гарантии, роялти от использования фильмов и многое другое», — объяснила она.

Для заключения подобных соглашений требуются сильные профсоюзы, объединяющие существенную часть работников. В США они возникли более 100 лет назад — IATSE, к примеру, объединял работников театров, когда никакого кино еще не было изобретено. «С тех пор они прошли достаточно долгий путь — сквозь серьезные забастовки и тяжелую борьбу. Нам до этого еще далеко», — констатирует Леонтьева.

Условия работы в кинопроизводстве в России хуже, чем в Штатах, говорит эксперт. «Насколько нам известно, большинство сценаристов и актеров не получают никаких отчислений за использование их произведений, если только это не было оговорено в договоре между продюсером и автором / актером. Последнее обычно происходит только в случае звездного статуса исполнителя», — рассказала сопредседатель профсоюза.

Поэтому Межрегиональный профсоюз кинематографистов ведет просветительскую деятельность. Здесь объясняют, что цель любого профсоюза — социальный диалог с работодателем с целью заключения отраслевого соглашения. А соглашение, по ее словам, может улучшить «крайне удручающее положение работников».

Номинальные смены актеров длятся по 12 часов, по факту же регулярно происходят переработки — до 14, 16, 20 и более часов, делится Леонтьева. Сверхурочные по большей части не оплачиваются, вдобавок работники сталкиваются с несвоевременным заключением договоров и, как следствие, задержками или даже полной невыплатой зарплаты, приоткрыла темную сторону актерской профессии собеседница «Компании». Кроме того, актеров часто вынуждают регистрироваться в качестве самозанятых или ИП, что выводит их за рамки ТК и оставляет полностью беззащитными с социальной точки зрения — например, в случае получения травмы или заболевания во время съемок.

«Важным достижением для себя мы считаем популярность в киноиндустрии, которую получил наш справочник ставок: мы публикуем в нем открытые цеховые письма с минимальными требованиями к оплате и условиям труда на киноплощадке. Но этот справочник не имеет юридической силы — это лишь информация», — подчеркивает сопредседатель Межрегионального профсоюза кинематографистов. Далеко не все цеха готовы стоять за разработанные ими же условия: конкуренция на рынке слишком велика, отмечает она.             

«Кипеть нечему»

По словам Григорьева, России повторение голливудского сценария пока не грозит — слишком невелик объем внутреннего продакшена.

«Объем производства в стране не таков, чтобы возникали какие-то терки между актерскими профсоюзами и студиями вроде “Мосфильма”. Вот когда мы выйдем, как пообещала министр культуры, на 300 картин в год, из которых 60 — блокбастеры, тогда у нас и будет сообразно этому уровню какой-то накал страстей. А пока кипеть нечему, только намеки», — резюмировал спикер.

Российская киноиндустрия по всем признакам находится на подъеме: в нее влито много частных и государственных денег, заверяет гендиректор Ассоциации интернет-видео (объединяет ivi, Okko, Start и др.) Алексей Бырдин. «Спрос на контент со стороны аудиовизуальных сервисов высок как никогда. Наши онлайн-кинотеатры активно лицензируют качественные новинки и сами производят оригинальные сериалы для эксклюзивного показа на своих платформах», — делится он.

По словам Бырдина, переговорные позиции производителей контента сейчас очень сильны и это отражается на росте стоимости прав. «Полагаю, что участникам кинопроизводства в России жаловаться не на что», — резюмирует спикер.