Top.Mail.Ru
архив

Дока внешней торговли

Корпоративная культура требует размашистого празднования юбилейных дат – крупные компании с гордостью отмечают свои «круглые» дни рождения. В этом году их необычайно много: на пышных банкетах по поводу пятилетия гуляют фирмы, организованные после дефолта 1998 года. Не отстают от них и «десятилетки», появившиеся на свет после памятных событий 1993-го. На этом фоне выделяется почтенный семидесятилетний возраст одного из крупнейших отечественных внешнеэкономических объединений – ФГУП ВО «Машиноимпорт». Готовая разменять восьмой десяток компания в своем росте опережает многих представителей динамично развивающейся «молодежи».

 

 

ВО «Машиноимпорт» – одно из старейших российских внешнеэкономических объединений. Образованная в 1933 году компания за годы своей работы поставила в СССР более четверти всего импортированного машинотехнического оборудования (общая сумма этих поставок колоссальна – свыше $60 млрд). Инженеры со стажем до сих пор помнят о том, что ВО «Машиноимпорт» обеспечивало оборудованием масштабные проекты: обустройство богатейших нефтяных месторождений Самотлор, Тенгиз и Карачаганак, сооружение газопроводов Уренгой – Помары – Ужгород и Оренбург – Западная граница, возведение Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов. На многих российских железнодорожных станциях и в портах установлено оборудование, поставкой которого занимались специалисты «Машиноимпорта». Однако эта компания примечательна не только своей деятельностью на территории России.

«Машиноимпорт» обеспечивает российским машиностроителям сбыт их продукции на зарубежных рынках. Среди традиционных партнеров компании крупнейшие фирмы Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии и других стран. Благодаря обширной географии продаж и значительным объемам экспорта (в общей сложности более $7 млрд) «Машиноимпорт» имеет репутацию одного из крупнейших российских экспортеров технологичной продукции. По контрактам «Машиномпорта» в 33 странах было создано более 200 крупных предприятий в области нефтяной, газовой и угольной промышленности. Клиентами россиян стали производители нефти и газа на Ближнем и Среднем Востоке, в Индии, Китае, Восточной Европе. 80% вьетнамского угля добывается на объектах, построенных при содействии «Машиноимпорта».

В работе компании были и трудные времена. Генеральный директор «Машиноимпорта» Ольга Вдовиченко вспоминает: «В начале 1990-х государство прекратило централизованное финансирование внешнеторговых объединений, и большинство из них вскоре закрылись. Осталось не более десятка таких структур, которые с трудом боролись за место на рынке». Экономические сложности чуть было не привели «Машиноимпорт» к банкротству, однако предбанкротное состояние накануне смены тысячелетий все же обернулось для компании хорошей стороной. Новое руководство объединения смогло перестроить его бизнес. Ставка на платежеспособных партнеров в развивающихся странах, привыкших к стабильному качеству продукции из России, оправдала себя.

По словам Ольги Вдовиченко, сейчас «Машиноимпорт» стремится закрепиться на традиционных рынках сбыта российского оборудования. На первом самолете, который приземлился в освобожденном от талибов Кабуле, в Афганистан прилетели представители этого внешнеэкономического объединения. Сейчас в Афганистане компания осуществляет сразу несколько проектов: реконструкцию важнейшего для афганской экономики завода азотных удобрений и двух цементных заводов. Кроме того, компания готовится поставить в Афганистан 600 российских автомобилей – КамАЗов, УАЗов и ГАЗов.

Гендиректор объединения заявляет, что тесные связи «Машиноимпорта» с Ираком имели особое значение для российско-иракского экономического сотрудничества в целом. При содействии «Машиноимпорта» в этой стране было создано множество объектов добычи и транспортировки нефти. Компания активно участвовала в программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», обеспечив поставку на мировой рынок 65 млн тонн иракской нефти, при этом общий объем контрактов «Машиноимпорта» на поставки в Ирак разных видов промышленных и потребительских товаров, по словам Вдовиченко, достигал $500 млн.

В 2000 – 2002 годах «Машиноимпорт» являлся организатором коллективной российской экспозиции на ежегодной торгово-промышленной ярмарке в Багдаде.

Кстати, первой из российских компаний контракт с новым правительством Ирака подписал именно «Машиноимпорт». «Мы отлично знаем особенности этого рынка, и местные организации хорошо знакомы с нашей деятельностью, которую они расценивают как весьма эффективную. Исходя из опыта работы в Ираке, мы имеем все основания полагать, что  восстановление страны будет вестись в тесном сотрудничестве с российскими организациями», – говорит Вдовиченко.

Важнейшим направлением развития «Машиноимпорта» является содействие внедрению наиболее передовых технологий во всех отраслях национальной экономики. По контрактам компании импортируется самая современная электронно-вычислительная техника для научно-исследовательских учреждений страны, служб метеорологии, машиностроения, осуществляется импорт hi-tech-решений.

Одним из последних направлений в работе «Машиноимпорта» совместно с ФГУП ВО «Техмашимпорт» стало внедрение системы маркировки DataDot, разработанной австралийской компанией DataDot Technology. Представитель «Машиноимпорта» объясняет: «На поверхность изделия наносятся 10 000 микроточек, заметных только в ультрафиолете. Информация о маркировке автомобилей будет содержаться в базе данных ГИБДД, так что технология позволит надежно защитить автомобили от угона. От возможности кражи или подделки можно будет обезопасить и другие товары».

Ежегодный оборот компании сейчас составляет $500 млн. Высоких показателей, по словам Ольги Вдовиченко, «Машиноимпорт» смог добиться благодаря своей уникальной команде. Генеральный директор объединения дальнейшие успехи связывает с профессионализмом сотрудников и их рабочим азартом. Именно эти качества, считает Вдовиченко, позволили компании выдержать серьезную проверку временем.

 

Еще по теме