Top.Mail.Ru
архив

Долгий путь к единому пространству

В декабре в большинстве стран постсоветского пространства будет отмечаться значимый юбилей: 20 лет назад на месте распавшегося Советского Союза было создано Содружество Независимых Государств. Теперь по прошествии лет справедливо задаться вопросом: состоялось ли это объединение, насколько за прошедшие годы сумело оно выполнить продекларированные на заре своего становления задачи и, наконец, какое будущее его ожидает?

Нурсултан Назарбаев
Вопросы эти далеко не праздные. Ведь история знает немало международных содружеств и союзов - политических, экономических, военных, так и не ставших серьезными игроками на мировой арене и оставивших после себя лишь скупые абзацы в энциклопедиях и учебниках.

Поначалу многим казалось, что подобная же участь ждет и СНГ. И вправду, сама обстановка, в которой рождалось новое объединение, отнюдь не внушала оптимизма. Начать с того, что о его создании было объявлено на печально памятной беловежской сходке президентов трех республик - России, Украины и Белоруссии, официально разваливших советскую империю. Новообразованные независимые страны, еще недавно составлявшие единое государство, старались как можно быстрее дистанцироваться от Москвы, искали новых союзников, партнеров, доноров на Западе и на Востоке.

Тем не менее существовали объективные условия и для центростремительных процессов: кооперационные связи, сложившиеся во времена СССР, были слишком тесны, чтобы одномоментно их разорвать - многие отрасли ныне суверенных республик просто перестали бы существовать. Пример прибалтийских государств, резко свернувших экономические отношения с бывшей метрополией и не выдержавших конкуренции с европейскими производителями, убедительно свидетельствовал о бесперспективности такого пути. Кроме того, новые властные элиты вынуждены были оглядываться и на общественное мнение - на референдуме 1991 г. подавляющее большинство советских граждан высказалось за сохранение СССР.

Нашлись все же тогда трезвые, мыслящие на перспективу политики, сумевшие разглядеть большие возможности этого союза, реализация которых позволила бы постсоветским странам создать действенное взаимовыгодное политическое и экономическое объединение. И среди таковых в первую очередь следует назвать Нурсултана Назарбаева.

Именно он вскоре после заключения беловежских соглашений предложил лидерам бывших союзных республик собраться в тогдашней столице суверенного Казахстана. В результате этой встречи 21 декабря 1991 г. была подписана Алма-Атинская декларация, сформулировавшая цели и принципы СНГ. Она определила, что взаимодействие участников организации "будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием".

В соответствии с этой декларацией сохранялось объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием. Был в ней и еще один важный пункт, зафиксировавший приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Прошло два долгих десятилетия, прежде чем он приобрел осязаемые контуры: 1 января 2012 г. наконец-то стартует важный интеграционный проект - Единое экономическое пространство, объединившее экономики России, Белоруссии и Казахстана...

Путь к этому прорыву был трудным и извилистым. Лидеры постсоветских государств далеко не всегда могли найти общий язык, нащупать точки соприкосновения интересов. Более того, между некоторыми из них то и дело вспыхивали перепалки, нередкими были и дипломатические конфликты, а, скажем, руководителей Армении и Азербайджана в ходе саммитов вообще было очень непросто усадить за стол переговоров.

В какой-то момент процесс строительства Содружества стал явно пробуксовывать. В 2004 г. на заседании Совета Безопасности РФ, посвященном политике России в СНГ, Владимир Путин признавал: "Мы подошли к определенному рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьемся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждет "размывание" этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников".

Создавалось впечатление, что российское руководство, раздраженное нараставшими центробежными процессами в Содружестве и валом бумагооборота документов, так и не находящих своего воплощения в жизни, стало относиться к этой организации, как к некоему клубу "для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера".

Казалось, что закат СНГ неизбежен. И вот тогда роль "собирателя постсоветских земель" взял на себя казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев. В июле 2006 г. на неформальном саммите он выдвинул идею "разноскоростной интеграции", в соответствии с которой в СНГ может быть выделено ядро государств, готовых от переговоров об условиях объединения перейти непосредственно к самому объединению. Более того, проявляя свойственный ему прагматизм, Назарбаев предложил план реформирования Содружества. Он включал пять направлений: миграционная политика, транспорт, образовательная система, вопросы борьбы с вызовами сегодняшнего дня и гуманитарная проблема. Ознакомленные с проектом лидеры стран СНГ предложили расширить этот список, добавив в него вопрос о формировании единого подхода в международных вопросах и общего пространства в части оборонной политики.

Логика действий Нурсултана Назарбаева понятна: не ожидая, когда выровняются стартовые возможности всех стран - участниц СНГ, объединять усилия там, где для этого сложились условия. Именно благодаря такому подходу были созданы и теперь успешно функционируют ЕврАзЭС, ОДКБ, Союзное государство России и Белоруссии, Шанхайская организация сотрудничества, охватившая не только изрядную часть постсоветских земель, но и ряд стран дальнего зарубежья. Наконец, был сформирован Таможенный союз, а теперь и Единое экономическое пространство. Таким образом, как и рассчитывал Нурсултан Назарбаев, СНГ фактически стало полигоном для обкатки новых и весьма успешных политических, экономических и оборонных проектов.

Выступая на последнем, сентябрьском саммите организации в Душанбе, казахстанский лидер напомнил, что было время, "когда только ленивый не критиковал нашу организацию". "Существовало много мнений, что Содружество себя исчерпало, напрашивался вопрос о его расформировании, - отметил он. - Несмотря на это, пять лет назад мы с вами взяли курс на реформирование Содружества, совершенствование деятельности его органов".

И результаты такого реформирования налицо: совокупный товарооборот стран Таможенного союза по итогам нынешнего года, как ожидается, превысит $100 млрд. Выполнение Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. идет опережающими темпами. И еще одно свидетельство действенности организации: благодаря своевременно принятым мерам удалось минимизировать последствия мирового финансового кризиса и стабилизировать национальные экономики. Это экономические итоги сотрудничества, но есть еще и несомненные успехи в политической и военной, точнее антитеррористической сфере.

"Можно по-разному оценивать эффективность СНГ, бесконечно рассуждать о его внутренних проблемах, о нереализованных ожиданиях, - констатировал в своей недавней статье в "Известиях" Владимир Путин. - Но трудно спорить с тем, что Содружество остается незаменимым механизмом, позволяющим сближать позиции и вырабатывать единую точку зрения на ключевые проблемы, стоящие перед нашим регионом, и приносит зримую, конкретную пользу всем его участникам".

Формирование Единого экономического пространства и есть убедительный пример такой конкретной пользы для стран СНГ.

Не секрет, что образец для стран СНГ - Евросоюз. Ему, несмотря на все проблемы - ожесточенные споры вокруг конституции, истерические капризы новых членов организации, угрозы технических дефолтов для ущербных экономик, все-таки удалось создать на месте разобщенной Европы единое межгосударственное образование. Руководители стран ЕЭП надеются, что у Содружества получится пройти этот путь быстрее.

Более того, была сформулирована весьма амбициозная задача: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу. А ведь первым эту идею выдвинул Нурсултан Назарбаев, причем еще в 1994 г. Однако понятно, не в авторстве дело. А в том, что, судя по всему, сейчас российские руководители да и некоторые их коллеги в соседних странах в полной мере разделяют оптимистичные взгляды казахстанского лидера на роль, предназначение и само будущее СНГ. Как и его убеждение в том, что оно может со временем перерасти в интеграционное объединение качественно более высокого уровня, которое способно стать одним из полюсов современного мира и играть роль "связки" между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.

Геополитический проект Назарбаева, который тогда, в далеком 1994-м, казался фантастическим, ныне обретает реальные черты.


Фото Photoxpress

Еще по теме