Долговая мина
Проведя «недружественное поглощение» Ирака, США поступили как настоящий арбитражный управляющий – призвали Россию, Францию и Германию помочь восстановлению страны и списать полностью или частично долги старого режима.
Это, правда, несколько противоречит законам жанра. Как правило, лжебанкротство предшествует поглощению. Зато вполне соответствует американским геополитическим интересам. Ведь таким образом администрация Джорджа Буша не только наказывает бунтарей (упомянутые страны не поддержали действий антисаддамовской коалиции), но и нейтрализует потенциальных претендентов на раздел иракского пирога.
Например, России Ирак должен $8 –12 млрд. По сравнению с общим объемом иракских обязательств, которые достигают $380 млрд, это копейки. Но на долю России приходится более 90% так называемых отложенных контрактов – заключенных, но так и не исполненных саддамовским правительством. А это $46 млрд.
Если Россия будет настаивать на скорейшем возвращении иракского долга, то перспектива реализации упомянутых контрактов окажется под очень большим вопросом. Поскольку, как утверждает глава CorporateBankBusinessGroup Рубар Санди (по данным американских СМИ, именно с его подачи Белый дом занялся реструктуризацией иракских долгов), страна находится на грани банкротства: переданных швейцарским банком UBS депозитов иракского правительства на $1,74 млрд не хватит даже на погашение $4-миллиардного долга США. А при таком развитии событий американцы, принесшие в Ирак не только крылатые ракеты, но и миллиарды долларов гуманитарной помощи, будут выглядеть гораздо лучше, чем миролюбивые русские, отнявшие последнюю рубашку.
Остается надеяться, что Владимир Путин руководствовался именно этими мотивами, заявляя о возможности списания иракских долгов в рамках процедур Парижского клуба. Но даже эти процедуры, на которые так надеется президент, вовсе не гарантируют России сохранение иракских контрактов. Во всяком случае, пока восстановлением Ирака занимаются главным образом американские компании. Так, совсем недавно к подрядчикам, связанным с вице-президентом США Ричардом Чейни и советником по национальной безопасности Кондолизой Райс, присоединилась и строительная компания Bechtel, в совет директоров которой входят давние сторонники Буша-старшего – Джордж Шульц и Каспар Уайнбергер.
«Зарубежнефть», «Альфа Эко», «Славнефть», ЛУКОЙЛ и прочие российские компании, работавшие в Ираке при Саддаме Хусейне, такими связями в администрации США, естественно, не обладают. Не случайно даже глава «Альфа-групп» Михаил Фридман, несмотря на альянс с BritishPetroleum, весьма осторожно комментирует перспективу списания иракских долгов. Хотя, по его мнению, себестоимость иракской нефти слишком низка, чтобы страна справилась с выполнением своих международных финансовых обязательств.
Впрочем, Россия не единственная страна, оставшаяся на обочине. Нелишне отметить, что режим Хусейна задолжал еще $25 млрд Саудовской Аравии. Причем вполне возможно, что некоторую часть иракских долгов саудиты купили уже после начала войны. Не случайно в середине марта иракские долги подорожали чуть ли не вдвое. Контрольный пакет в «комитете кредиторов» Ирака позволял Саудовской Аравии нивелировать последствия американского вторжения и обеспечить себе доступ к активам беспокойного соседа.
Видимо, в Вашингтоне разгадали маневр Эр-Рияда, потому и обратились с призывом о списании долгов. Теперь ответного шага следует ждать от саудитов, которые, желая отомстить американцам, могут пойти на сокращение добычи нефти. По мнению американского экономиста Филиппа Верлегера, даже несмотря на доступ к иракской нефти, подобные действия Саудовской Аравии способны «сделать жизнь США очень трудной и дорогой». Правда, в таком случае не совсем понятно, за что на самом деле американцы боролись в Ираке.